Найти тему
Додо Дневник

Почему мы IT-компания?

В 2017 году, когда в Додо решили нанять 250 разработчиков, многие говорили: «Зачем они в пиццерии? Чтобы принтер бухгалтеру подключать»? Спустя 6 лет Додо Пицца попала в ТОП-10 работодателей в сфере IT, обогнав даже Яндекс. Зачем сети пиццерий IT и столько разработчиков? Разобраться поможет директор магазина приложений для Dodo IS Дмитрий Павлов.

Всем привет! Меня зовут Дима. В Додо я работаю почти 7 лет. В 2015 году у нас с друзьями была небольшая IT-компания в Нижнем Новгороде. Мы увидели в соцсетях пост основателя Додо Пиццы Федора Овчинникова: «Ищу разработчиков, чтобы делать Dodo IS». И немедленно откликнулись. Это была редкая ситуация, когда подобное притягивает подобное. В 2017 году мы полностью объединились, чтобы создать лучшую IT-компанию в мире. Тогда в Додо было порядка 15 разработчиков, 162 пиццерии и большая мечта построить глобальную компанию. 5 лет спустя мы очень приблизились к цели. Сейчас у нас почти 1000 пиццерий в 18 странах.

Сначала в Dodo IS, потом — в пиццерии

В 90% компаний происходит так: уже существует какой-то бизнес с отлаженными процессами и только потом приглашают разработчиков, например, сделать сайт. Додо Пицца изначально пошла по другому пути. Мы создавали Dodo IS — собственную информационную систему для управления бизнесом с первых дней появления компании. Степа Гранкин уже рассказывал более подробно о Dodo IS, можете почитать здесь.

В апреле 2011 года два программиста дома на кухне Федора начали работу. Тогда еще было непонятно: успешным ли станет бизнес, будут ли деньги, смогут ли открываться пиццерии. Несмотря на множество рисков, IT сразу заложили в фундамент компании. Даже фраза такая была: «Сначала в Dodo IS, потом — в пиццерии».

Как Dodo IS работает в реальной жизни?

Представим, что вы проголодались и заказали пиццу в приложении или на сайте. Пиццамейкер сразу видит его на планшете на кухне. Состав, рецепт, соус, дополнительные ингредиенты, если вдруг вы решили добавить двойной сыр или цыпленка. Он берет плюшку теста и начинает готовить. В этот момент вы видите весь процесс у себя в приложении или на сайте через камеру. Статусы заказа тоже меняются автоматически: приняли — готовим — собираем — курьер в пути.

Когда заказ готов и упакован, курьер спешит доставить его поскорее. А мы показываем вам примерное время доставки с учетом погодных условий, пробок. Даже курьера на карте можно видеть в реальном времени. Для особо нетерпеливых :)

-2

Dodo IS автоматизирует и другие важные операции. Например, автоматический учет ингредиентов. Когда пиццамейкер готовит Пепперони или Додстер, мы в живом режиме видим фактический расход и остатки. Все рецепты также заведены в систему. Поэтому мы знаем, какое количество слайсов ветчины надо положить в пиццу, сколько грамм моцареллы посыпать сверху и так далее.

Так почему все-таки Додо — IT-компания?

Если бы меня попросили назвать причины, почему Додо IT-компания, я бы назвал следующие:

  • Мы стараемся не автоматизировать процесс, а переосмыслить его с самого начала. Нужен ли он вообще? Как мы можем его переизобрести? Например, делаем не просто сайт, а создаем новую систему, меняем кухню, прописываем правила и так далее.
  • Осознанно вкладываем огромные деньги в разработку. 40% бюджета управляющей компании уходит на IT.
  • Разработка IT-решений для нас не отдельное подразделение или центр затрат, а ключевой драйвер бизнеса. Мы не разделяем их.

Мы решили бросить себе вызов

Что ждет нас в будущем? Редизайн приложения, сайта и всего клиентского опыта. Во-первых, все приложения для заказа еды сейчас выглядят одинаково. Откройте любое: желтое, красное, зеленое. Это каталоги с поиском, фильтрами, картинками и оплатой. Во-вторых, интерфейс желательно освежать раз в 2-3 года. Сейчас Додо Пицца вышла на рынок Дубая. На таких крупных международных рынках конкурировать с подобным приложением сложно. Кстати, если хотите узнать, как мы открываем пиццерии в других странах, вот статья.

Поэтому мы же решили бросить себе вызов: «А что, если отказаться от концепции каталога»? Вспомните, когда вы очень голодны, то хотите есть, а не выбирать. Поэтому мы двигаемся в персонализацию. Это когда система, основываясь на истории заказов и предпочтений, сама предлагает, что попробовать. Или спрашивает: «Вам как обычно»?

Еще думаем о том, чтобы создать разные сценарии. Представьте, вы пригласили друзей и хотите заказать 10 разных пицц. Приложение предлагает варианты, и вы просто соглашаетесь. Или оно научится подсказывать лучшие сочетания. Например, пицца с ветчиной и грибами в это время суток особенно хороша с чаем. А еще можно положить двойную порцию сыра. И вы думаете: «Почему бы и нет»? Знаете, это как когда сложился классный контакт с продавцом в магазине, и вы можете положиться на его мнение. Всегда полезно задать вопрос: «Как сделать приложение более удобным для пользователей». Кажется, что персонализация и новый подход к наполнению — как раз то, что нужно.

Что будет с приложениями через 15 лет?

Если пофантазировать, что будет с приложениями лет через 15, я думаю, что это будет что-то встроенное в жизнь. Например, что вы говорите супруге или другу, когда хотите есть? Обычно: «Достань что-нибудь из холодильника, поедим». Думаю, будет то же самое: «Додо, привези мне что-нибудь, что я люблю». Возможно, это будет не приложение, а встроенный чип или одна кнопка «Заказать пиццу». И система на основе ваших данных будет сама подбирать, что доставить.

-3

Приятно, когда некоторые клиенты знают историю нашей компании и следят за обновлениями приложения. Но мы так же понимаем, что кто-то вспоминает о нас только когда голоден, хочет именно пиццу и при этом как можно скорее. Поэтому стараемся придумать, как нам все это осуществить с заботой о клиентах. Может в будущем, наш телефон или другое устройство будет считывать данные и сообщать: «Сегодня мало калорий. Надо поесть». Сейчас мне нравится мыслить через такую призму. Жизнь меняется. Все бренды хотят попасть в телефон клиента в виде приложения. Но, может быть, сами приложения надо делать по-другому?

На мыслях о будущем давайте прощаться. В следующий раз, когда будете есть Мясную пиццу или увидите курьера с термосумкой, который спешит с доставкой, надеюсь, вы ощутите теплоту внутри. И вспомните, с какой любовью и замороченностью, в хорошем смысле слова, мы подходим к работе. До встречи!

P.S. И обновите, пожалуйста, приложение.