Экономические реформы Пиночета
Продолжая разговор о реформах, позволивших вывести страну из тяжелейших ситуаций, перенесемся в Южную Америку, а точнее в Чили. 11 сентября 1973 года там произошел военный переворот. К власти пришел генерал Аугусто Пиночет. И во многом этому способствовал своими не продуманными реформами свергнутый президент Сальвадор Альенде.
4 сентября 1970 года в Чили марксист Сальвадор Альенде, будучи во главе левой коалиции «Народное единство», пришёл к власти, набрав 36,61% голосов. Это всего на 1,3% больше, чем его ближайший конкурент Хорхе Родригес из правой Национальной партии, поэтому победа Альенде с минимальным перевесом уже тогда создала почву для разделения Чили на два лагеря.
На выборах Альенде обещал сохранить свободу слова, рыночную экономику и не вводить цензуру, но как показали его действия, он и не собирался выполнять свои предвыборные обещания.
В первые месяцы радикальных реформ были национализированы более 350 самых крупных частных компаний, включая все частные банки, крупные торговые фирмы, иностранные предприятия горнодобывающей отрасли и все природные ресурсы в стране.
Такие шаги вынудило США предпринять активные меры по подрыву экономики Чили. Они не могли допустить появление второй Кубы у себя во дворе. Американцы сбили цену на основной экспортный чилийский товар – медь, выбросив на мировой рынок стратегические запасы своей меди, и перекрыли финансовые потоки в Чили, заморозив кредитные транши.
Имея определенные запасы бюджетных средств от предыдущего правительства, Альенде смог провести некоторые социальные программы. С 1 января 1971 года повысил зарплаты госслужащих и бюджетников на 35%, получавшим минимальную зарплату поднял на 2/3, начал вводить по бесплатное медицинское обслуживание.
Альенде замахнулся на ещё более крупные программы, о которых заявлял народу. При этом он надеялся, что крупные проекты ему поможет реализовать Советский Союз и страны Восточного блока. Причем не только деньгами, но и специалистами, оборудованием и т.д. И здесь его ждало разочарование. Чили – это зона влияния США и ее полномасштабная поддержка наталкивалась на конфликт с Америкой, который Союзу никак не был нужен.
Аграрная реформа Альенде провалилась. Он экспроприировал крупные латифундии, восстановив против себя крупных землевладельцев, которые в ответ стали забивать скот и перегонять его в Аргентину.
Передав 76 тысячам крестьян около 9 миллионов гектаров земли и начал строить на них что-то вроде наших совхозов, которых стали заставлять продавать свою продукцию по низким закупочным гос. ценам, что приводило к убыткам. Вскоре начнутся голодные бунты.
А деньги таяли
Экономическая ситуации в стране быстро ухудшалась. К высокой инфляции добавился всеобщий дефицит товаров. Чили стали сотрясать забастовки и массовые акции протеста.
В этой ситуации Альенде, ради сохранения власти, создает рабочее ополчение из своих сторонников из Левого революционного движения. Это были хорошо подготовленные боевые группы, которые с 1965 года готовились к вооружённой борьбе за власть, разочаровавшись в законных и ненасильственных методах.
Со временем это т.н. рабочее ополчение превратилось в обыкновенные банды, которые пользовались негласным позволением находящихся у власти социалистов заниматься банальными грабежами и рейдерством и нападениями на представителей власти.
Не желая отдавать свое имущество бандам рабочего ополчения, чилийские фермеры забили пол – миллиона голов КРС. Начались голодные бунты. Фактически страна оказалась на пороге гражданской войны. И события не заставили себя ждать.
Мало кому известно, что 29 июня 1973 года, буквально за 2 месяца до переворота Пиночета, группа военных из 2-го танкового полка при поддержке ультраправой террористической организации «Родина и свобода» совершила попытку военного переворота, известную как «мятеж танкеток».
Мятеж был подавлен практически без жертв. Решающую роль в этой операции сыграл Аугусто Пиночет. Успехи и лояльность Пиночета убедили Альенде доверить ему пост командующего вооружёнными силами. Это стало его роковой ошибкой.
Фактически эти события можно рассматривать как некую репетицию состоявшегося переворота 11 сентября, который удался во всех смыслах.
Усталость и растерянность общества военное руководство рассматривало как своего рода индульгенцию на проведение кардинальных преобразований в сжатые сроки. И военный переворот не заставил себя долго ждать. А буквально на следующий день после переворота новое руководство получило от команды «чикагских мальчиков» обширную программу новой экономической политики. Кто такие «Чикагские мальчики» и что они сделали для первой волны преобразований?
Вторая волна преобразований
Второй этап преобразований относят к 1982 – 1989 годам. Стало ясно, что для поступательного успешного развития чилийской экономики возврат к чисто монетаристской модели и курсу на открытую рыночную экономику нуждается в корректировке.
Появление более гибкого «разумного монетаризма» связано с именем министра финансов Чили Эрнана Бучи. Результаты антикризисных мер и последующего «разумного монетаризма» середины и второй половины 80-х годов были впечатляющими:
- инфляция снизилась до среднемирового уровня 9—15 %;
- темпы роста ВВП поднялись в 1984—1988 гг. до 6 %, в 1989 — до 8,5 %; безработица сократилась на 9 %
- удалось выплатить по внешней задолженности 2 млрд долл., сократив тем самым сумму внешнего долга на 7 %.
Цели экономического развития Чили, поставленные в рамках неолиберальной модели открытой рыночной экономики по рецептам Чикагской школы, были достигнуты. Правительство президента Пиночета смогло реализовать:
- достигнут сравнительно стабильный прирост ВВП;
- получены выгоды от приватизации государственной собственности;
- проведена модернизация основных отраслей экономики. На фоне очень низкой коррупции;
- экономика Чили успешно интегрировалась в международное разделение труда;
- интернационализация связей обеспечила внедрение разнообразных хозяйственных форм рыночной экономики;
- произошли социальные изменения, возникла новая экономическая элита – потребитель высоких жизненных стандартов, сформировался слой технократической элиты, влияющей на управление страной;
- в массовом сознании и психологии чилийцев утвердились новые ценности, возник слой новой культуры.
Если бы режим Пиночета был только репрессивным авторитарным режимом с практикой массовых нарушений прав человека и навязчивой идеей укрепления личной власти, его характеристика и анализ не вызывали бы ни малейших сомнений. Но именно экономические реформы заложили основы новой модели развития и позволили стране не только преодолеть тяжелейший кризис 1973 года, но и в довольно короткие сроки вписаться в мировую экономику.
Противоречие между репрессивной политической сущностью диктатуры, насильственными методами реформирования и созданием в итоге успешной эффективной экономической модели – стало главным внутренним конфликтом пиночетовского периода, который удалось преодолеть.
Чилийцы до сих пор не могут однозначно сказать кем был Аугусто Пиночет — диктатором или спасителем. Да, он ответственен за тысячи смертей, но в то же время репрессии спасли страну от хаоса гражданской войны. Что говорит статистика, и какие выводы можно сделать из истории Чили? Ответы смотрите в программе «Айдар, айда…» 17 октября!