Известно, что советским школьникам жевательную резинку заменял гудрон. На прилавках СССР жвачка появилось лишь в 1968 году. Именно тогда её стали производить на территории Страны Советов. Наладить производство популярного несъедобного лакомства взялась эстонская кондитерская фабрика «Kalev». На её заводах изготавливали клубничную, мятную и апельсиновую тянучку. Продавалась она за 15-20 копеек.
Однако в ситуации гонки вооружений и постоянного соперничества с Западом власти пытались внушить населению, что пришедшая из-за рубежа жвачка – это символ буржуазии. Утверждалось, будто она вредит здоровью и вообще жевать её некультурно. Постепенно этот вражеский продукт попал под запрет. Но это не отбило у населения охоту заполучить его. Запретный плод сладок, особенно для детей. Желание вкусить его привело к масштабной трагедии на хоккейном стадионе.
В марте 1975 года на стадионе «Сокольники» в Москве прошла серия товарищеских хоккейных матчей между юниорскими сборными СССР и Канады. Спонсором последней команды был крупнейший изготовитель жевательной резинки – компания «Wrigley». По условиям контракта канадские спортсмены в рамках рекламы должны были опустошить 15-килограммовую коробку жвачки, раздав резинку на стадионе. Канадцы бросали её на трибуны, а восхищённые советские школьники кидались её поднимать. Всё это снималось на камеру.
Посмотреть третий заключительный матч в «Сокольниках» пришло примерно 4500 человек, количество школьников возраста от 11 до 17 лет среди них было огромным. Слухи о том, что зарубежные спортсмены бесплатно раздают запрещённые в СССР «сувениры», привлекли детвору. Также на стадионе находилось около сотни канадцев – это близкие и тренеры спортсменов. Советские зрители были не на шутку взбудоражены, все ждали финального свистка.
Когда со счётом 3:3 матч был окончен, канадские игроки подкатились к бортикам и запустили в толпу сотни упаковок жвачки. Зрители тут же бросились их подымать – это привело к ужасной давке. Люди начали падать с бетонных лестниц друг на друга, образуя живую гору. Беспорядок и хаос усугубились тем, что «электрик» раньше времени выключил свет после игры, поэтому даже те, кто пытался убежать, попали в давку. Один из четырёх выходов по неизвестной причине был перекрыт, около него тоже образовалась неразбериха.
По словам очевидцев, съёмочная группа была в ужасе от происходящего. Она должна была снять для рекламы радость и восторг советских школьников, а запечатлела страшную трагедию и жуткие крики детей. Зрители отчаянно просили помощи, пытались выбраться из давки. Когда заблокированная дверь наконец поддалась, люди стали падать на землю, друг на друга. Многие были без сознания, кто-то уже задохнулся.
Застигнутые врасплох милиционеры не знали, что делать. Толпа кипела и бурлила, приблизиться к ней было страшно, она затягивала в себя всех, кто оказывался рядом. Когда давка спала, сотрудники правопорядка стали помогать людям выбраться на свободу. Они вытаскивали с трибун людей на улицу. По воспоминаниям свидетелей, одной из жертв была старшеклассница с раздавленной грудной клеткой. Пострадали больше всего дети, ученики школы № 367, находящейся рядом с «Сокольниками». В давке погиб 21 человек, 13 из них – это младшие школьники. Ещё 25 человек получили серьёзные травмы.
В советских СМИ об этой трагедии практически не писали. Все цифры и её подробности стали известны значительно позже. Мемориальная доска в «Сокольниках» появилась лишь в 2013 году. Канадские газеты тогда лишь вкратце описали случившееся. Возможно, это было связано с рекламными рисками «Wrigley», которая не хотела, чтобы её сочли виновницей.
После случившегося директора Дворца спорта Александра Борисова приговорили к лишению свободы сроком на пять лет. Его не было на рабочем месте, когда случилась давка. Борисов отсидел половину срока и вышел на свободу, затем он стал директором «Лужников». Его заместитель Виктор Титиевский покинул трибуны ещё до окончания матча, за это он получил условный срок. Из персонала на стадионе находилось всего несколько человек, среди которых были администратор и электрик. Последний, по слухам, был пьян. Дежурившие милиционеры также получили выговоры и тюремные сроки.
Этот инцидент повлиял и на властей. В преддверии московской Олимпиады руководство СССР сняло запрет с жвачки и наладило её производство. В 1979 году мятную, апельсиновую, клубничную, малиновую и кофейную резинку выпускали заводы в Москве (фабрика «Рот-Фронт»), Ленинграде, Ереване и Таллине. Название её было аскетичным: «жевательная резинка». Говорят, качество её заставляло желать лучшего: жвачка быстро теряла вкус, плохо надувалась и стоило недёшево.
Еще больше интересных материалов – в нашем Telegram-канале!