Ясного и безоблачного дня, дорогие друзья! Добро пожаловать на мой канал на Дзене! Давненько я не выходил на свой канал с новыми материалами. Надеюсь, Вы соскучились по ним.
В сегодняшней статье, я снова продолжаю свою рубрику о правителях России (о князьях, царях, императорах и президентах), и после недавнего выхода моей статьи про Александра III, для меня было бы вполне логично написать статью про его сына и наследника, про Николая II. То есть логично сделать продолжение того материала, который посвящался Александру Третьему.
Когда кто-то прикасается к подобной теме, то тут же разгораются горячие споры и мало кто при этом остаётся равнодушным. Происходит раскол аудитории. И поэтому я не стану уходить от прямо заданного вопроса, как же я лично отношусь к самому последнему Романову? Так вот, если Вы хотите узнать моё мнение об этом человеке, причём не только как о правителе и самодержце Российском, ну и как о личности, то я Вам могу заявить: Николай Второй, на мой взгляд, был светлым, приятным и добрым человеком. Он был глубоко верующим. И был отличным семьянином. А ещё он очень любил жену, своих детей и близких, любил Родину, Россию, и любил русский народ.
И поверьте, в противном никто меня не сможет убедить. Причём моё мнение основывается отнюдь не на каких-то эмоциях.
И всё вышесказанное я постараюсь сейчас доказать.
***
И так, ещё раз повторю: кто бы что бы не говорил про Николая Второго, а для меня он является достойным и безусловно порядочным человеком. И на мой взгляд, Николая Второго можно назвать даже одним из лучших правителей России, если не XIX века, то XX -го. Это совершенно точно.
И это я не голословно заявляю.
***
В правление последнего Романова были сделаны впечатляющие достижения, Россия добилась больших успехов по многим направлениям, как в экономике, так и в политике, ну а в демографии так вообще она стала третьей в табеле о рангах, и совсем не много уже уступала привычно многолюдной Индии, но просто все её тогдашние достижения либо замалчивались, либо очернялись в последующие годы.
При Александре III и ещё больше при Николае II за каких-то три с небольшим десятилетия русские количественно выросли почти в два раза и стали одной из самых многочисленных наций в мире. А это не могло бы произойти при каких-то слишком неблагоприятных внутренних и внешних обстоятельствах, ну согласитесь же. Так что, при двух последних Романовых Россия жила и поступательно развивалась, однако более подробно об этом я, пожалуй, расскажу во второй части этой статьи, ну а пока…
А пока я Вам в первой части опишу лишь некоторые моменты из биографии Николая II.
Об этом как-раз и пойдёт мой рассказ.
И начну его я с ранних лет Николая Второго…
***
Николай Второй появился на свет 18 мая 1868 года в Царском селе, расположенном в пригороде Санкт-Петербурга.
Его отцом являлся император Александр III, Александр Александрович, а матерью была Мария Фёдоровна (Дагмара), принцесса из королевского дома Дании.
Как уже было отмечено в моей прошлой статье, Николай II был первенцем в семье, состоявшей из шестерых детей. Он стал первым ребёнком, появившимся на свет у своих родителей (у Александра Третьего и Марии Фёдоровны-Дагмары).
Юный Николай рос в семье, в которой царила полная гармония. В ней присутствовали любовь, понимание и уважение ко всем её членам.
Но в тоже время в их семье он был самым старшим ребёнком, и это накладывало на него определённый отпечаток в поведении, делало его что-ли более ответственным. Причём Николай II настолько ладил со своими братьями и сёстрами, настолько проявлял к ним заботу и внимание, что даже не чурался того, что и сам за ними ухаживал, пока родители были заняты другими делами.
Детство Николая проходило в стенах Гатчинского императорского дворца в Царском селе. Александр III, как я уже описывал в своей прошлой статье, был человеком старой закалки с традиционными взглядами на жизнь, и соответственно эти же взгляды он прививал и детям, в том числе и своему сыну-первенцу. Отцовское воспитание в старых традициях с сильным религиозным духом не могло не сказаться на формировании характера Николая II. Но Александр III, не смотря на присущие ему консервативные воззрения, всё же допускал для детей определённую свободу и даже разрешал им в меру шалить. Однако он не терпел и больше всего не любил, когда его дети выказывали лень, непослушание или не выполняли своих обязанностей. И все его дети об этом были прекрасно осведомлены.
Вот что говорил Александр III по этому поводу:
«Ни я, ни Мария Фёдоровна (Дагмара), не желаем делать из детей оранжерейных цветов. Они должны хорошо молиться Богу, учиться, играть, шалить в меру. Учите их хорошенько, спуску не давайте, спрашивайте по всей строгости законов, и ни в коем случае не поощряйте лени у детей… Если что, то обращайтесь прямо ко мне, а я знаю, что нужно делать… Мне фарфор не нужен. Мне нужны нормальные русские дети. Подерутся — пускай, пожалуйста. Но доносчику — будет первый кнут.»
Исходя из этого, можно сделать вывод, что Александр III придавал огромное значение воспитанию и обучению своих детей, так-как от этого зависело, какими же его дети станут во взрослой жизни, и насколько возможно удачно сложатся их дальнейшие судьбы.
***
Николай с детства являлся застенчивым, мягким и легко ранимым ребёнком, при этом он был очень образованным и интеллигентным. Ему присуще было истинное благородство и обаяние. Опишу его внешность.
Он обладал стройной фигурой, которая отличалась прекрасной и удивительной пропорциональностью. Роста он был среднего, около 168 сантиметров, весил 66-68 килограммов, был сухощав, грудь имел широкую, руки несколько длинные, лицо продолговатое, чистое, с правильными каноническими чертами, лоб открытый, взгляд быстрый и почти всегда доброжелательный, голос звонкий и в тоже время он у него был тихий и очень приятный. И ещё замечу, голос свой Николай II никогда не повышал.
Внешний вид Николая отличался исключительной элегантностью, ему присуще было какое-то врожденное изящество, и при этом он в себе каким-то чудесным образом сочетал военную выправку, спортивное совершенство и мягкую плавность в движениях. А ещё все его современники отмечали, что ему присуще были царственное величие и врождённая простота.
До последних дней своих он предпочитал в жизни скромность, комфорт и уют, а также тишину и покой.
***
Николай очень любил своих родителей и отношения у него с ними складывались образцово и гармонично.
Если его отец, Александр III, пытался прививать сыну силу воли, целеустремлённость, упорство, трудолюбие и жёсткость в своих действиях, то мама, Мария Фёдоровна (Дагмара), пыталась проявлять к нему заботу и самое тёплое отношение, она прививала ему любовь и доброту.
Мария Фёдоровна прежде всего хотела, чтобы из её сына вышел достойный человек, который будет нести в мир добро, справедливость и гуманизм.
При этом бытует версия, что Николай II вовсе не хотел становиться самодержцем, и мама его, Мария Фёдоровна, в этом плане была солидарна с ним, и она осознавала, что он был излишне мягок и добр для этой роли.
Мария Фёдоровна приходила к мысли, что лучше было бы если б на престол Российской империи взошёл бы один из младших братьев Николая: Георгий или Михаил. Но Александр III был другого мнения, и поэтому Николай, под давлением отца, решил принять на себя очень ответственную ношу и стал наследником трона.
***
В возрасте, когда Николаю исполнилось восемь лет, родители решили перевести его на домашнюю форму обучения с углублённым изучением основных предметов в рамках гимназического курса.
Видимо они сочли, что домашнее обучение наилучшим образом подойдёт ему в соответствии с особенностями его характера, и поможет ему лучше освоить образовательную программу. Чтобы он не шалил и не ленился. Ну и чтобы сумел своё внимание переключить на получение больших знаний.
Естественно, по началу не всё складывалось так, как хотелось бы его родителям, потому что Николай, как и любой ребёнок в его возрасте, особого рвения к учёбе не проявлял, зато у него была тяга к военному делу и к искусству. Видимо эти увлечения ему передались от отца.
Ну а вот точные и естественные науки Николаю II давались не легко, за то гуманитарные и общественные, например, такие, как история, литература, география и стратегия осваивались им с завидной лёгкостью. Все эти предметы он изучал с особым рвением.
Стоит упомянуть ещё и про его тягу к литературе, потому что Николай впервые познакомился с классиками в дошкольном возрасте. В детстве его мама, Мария Фёдоровна, часто читала ему сказки, обычно она их читала ему перед сном. Так он познакомился и полюбил многих русских писателей: Пушкина, Лермонтова, Тургенева. Но самым любимым у него был Гоголь.
Вот, как лично Николай II вспоминал свой первый год обучения по школьной образовательной программе: «Занятия у меня начинались ровно в девять утра. Уроки длились по 50 минут, между ними были десятиминутные перемены. Во время обучения, тетрадки казались мне сокровищами, которые жалко было пачкать чернилами, и только потом уже я решился что-то писать в них, когда учительница стала показывать мне, что этих тетрадок много. Этот момент я могу объяснить тем, что у меня были трепет и необыкновенное уважение к бумаге.
Писал я палочки страшно старательно, пыхтя и сопя, а иногда и потея, и всегда подкладывал под ладонь промокательную бумагу.
Это был момент, когда я впервые учился пользоваться письменными принадлежностями, оттачивал свой почерк и осваивал навыки ведения письма».
Тогда Николай, из-за своего увлечения искусством каллиграфии, решил завести себе дневник, по примеру многих современников. Он настолько увлёкся своим дневником, что изо дня в день добросовестно заносил туда сведения о том, как проводил время, описывал погоду, имена людей, с которыми встречался, какие совершал прогулки.
С годами ведение дневника стало для него уже не только увлечением, но и жизненной потребностью.
Благодаря регулярным записям в своём дневнике, облик Николая Второго становился для меня всё более правдивым.
***
Одним из знаковых событий в жизни Николая II стало знакомство его со своей будущей супругой, с Александрой Фёдоровной.
История этого знакомства восходит ещё к 1884 году.
Произошло оно в Санкт-Петербурге. Когда старшая сестра Александры, Элла, выходила замуж за великого князя Сергея Александровича, и которую после крещения назвали Елизаветой Федоровной.
Тогда она впервые в своей жизни приехала в Россию, в Санкт-Петербург, к своей сестре, чтобы отметить её свадебное торжество.
Князь Сергей Александрович приходился Николаю дядей, а для Александры Фёдоровны он был зятем.
Александра приезжала в Санкт-Петербург вместе со своей бабушкой, королевой Англии Викторий, которая брала на себя роль её воспитательницы, после смерти её матери от дифтерии.
Во время проведения этой свадебной церемонии, у Николая и Александры завязалось знакомство. Николаю было тогда 16 лет, а Александре 12. По внешнему виду, Александра была худощавой и хрупкой девочкой, голубоглазой и к тому же яркой блондинкой. В то время, она сразу привлекла внимание к себе шестнадцатилетнего Николая. По воспоминаниям будущего самодержца – она стала его первой любовью, причём любовью с первого же взгляда. И он уже тогда понял, что только эту трогательную девочку видит в качестве своей будущей жены.
Однако при их первом знакомстве ни о каких серьёзных отношениях речи ещё не шло.
А вот Марии Фёдоровне (Дагмаре) не нравился выбор сына, она описывала юную Александру примерно так: «необаятельная, какая-та деревянная, холодные глаза, держится, будто аршин проглотила».
Родители тогда настаивали на том, чтобы первенец их женился на принцессе из Орлеанского дома. Для того, чтобы в последующем можно было бы заключить выгодный союз с Францией.
Тем не менее судьба пошла по иному пути. И через 10 лет, в 1894 году, Николай всё-таки смог сойтись со своей возлюбленной. И они поженились.
Но об этом я расскажу позже. Уже во второй части этой статьи.
***
Следует знать, что Николая II уже в раннем возрасте назначили будущим наследником престола, и потому его с ранних лет готовили к этому нелёгкому делу.
В самом раннем возрасте ему уже давали понять, что его готовят к этой ответственной и нелёгкой роли. К роли будущего преемника Александра III на Российском престоле.
Да и он сам это прекрасно осознавал.
Его родители понимали, что в связи с возлагавшимися на него в будущем обязанностями ему было необходимо получить прекрасное образование, и для этого они ему старались находить самых лучших преподавателей. И их Николаю II подыскивали не только в России, но и за её пределами.
***
Александр Третий и Мария Фёдоровна (Дагмара), придавали огромное значение уровню образования и культуры своего сына. Они понимали, что от этого зависело, в каком же направлении Николай II поведёт в будущем Россию.
Наставниками у Николая были тогда выдающиеся деятели науки и культуры, которые обучали будущего наследника по общей образовательной программе.
Среди них были Иоанн Янышев, Григорий Данилович, Василий Ключевской, Николай Бунге, Николай Гирс, Михаил Драгомиров, Цезарь Кюи и Константин Победоносцев.
В своей образовательной программе, Николай II изучал богословие, историю церкви и духовную литературу. И в этом ему помогал священнослужитель Православной Российской Церкви, основоположник моралистической школы в русской академической богословии Иоанн Янышев. Если вспомнить тот период, который приходился на дореволюционные годы, то тогда считалось, что не верить в Бога и не знать тонкости веры, это означало признаваться в своей порочности, и так же это однозначно выходило за рамки приличия и даже общепризнанной этики и морали. В те времена родители старались прививать религиозное обучение своим детям, потому что это способствовало не только их духовному воспитанию, но и способствовало выработке твёрдых нравственных принципов, и тем более это важно было для будущего правителя России.
Также Николай изучал и другие предметы, и ему в этом помогал Константин Победоносцев. Он зачитывал Николаю свои лекции по истории, политике, праву, юриспруденции и государственному делу. Николай Бунге помогал изучать тонкости экономики (управления производством, финансы, кредиты, статистику и учёт). У Михаила Драгомирова Николай познавал азы военного дела. А Николай Гирс учил Николая дипломатии и искусству ведения переговоров, а ещё заключению соглашений.
Николай, помимо изучения естественных, общественных и гуманитарных наук, преуспел и в изучении иностранных языков. Он в совершенстве овладел несколькими языками: английским, французским, немецким и датским. В этом ему помогал известный российский педагог английского происхождения Карл Хис. Владение в совершенстве иностранными языками облегчило Николаю побывать во многих странах: в Австрии, Греции, Египте, Индии, Китае и Японии.
А начались его путешествия в октябре 1890 года, когда ему исполнилось двадцать два года.
Тогда цесаревич впервые отправился в самостоятельное путешествие. Он добирался до Владивостока сухопутным путём.
***
Между прочим, Николаю II, во время его путешествий, уже давали первые задания, связанные с государственными делами. Суть их сводилась к тому, что Николаю необходимо было знакомиться и общаться с высокопоставленными иностранными дипломатами и чиновниками, и завязывать с ними знакомства в интересах Российской империи. При этом по мнению Александра III, Николай не только оттачивал навыки дипломатического этикета и коммуникабельности, но и учился искусству переговоров, а это было крайне важно для будущего императора России.
Помимо всего прочего, Николай в свободное время занимался самообразованием. Много времени он проводил в библиотеках, музеях и театрах, читал очень много газет и книг, штудировал экономические и политические науки, увлекался военным делом, и старался постоянно идти в ногу со временем и познавать всё новое и прогрессивное, и это во многом будет отличать его правление от правления отца, Александра III.
***
После завершения многолетнего образовательного курса гимназии и университета, Николай II сразу же поступил на службу в армию. Поступил он в Преображенский полк. И уже через несколько лет, в 1892-м, в 22 года, он получил звание полковника.
Вот как он вспоминал годы своей службы в армии:
«Я ознакомился уже с двумя лагерями в Преображенском полку, и страшно сроднился и полюбил службу, в особенности полюбил наших молодцов-солдат! Я уверен, что эта летняя служба принесла мне огромную пользу, и с тех пор я заметил в себе большие благоприятные перемены».
Будущему императору с юности импонировала армейская среда. А русская армия олицетворяла для него величие и мощь Российской империи, незыблемость и силу России.
Николай был прирождённым офицером. Он свято соблюдал традиции офицерской среды и чтил воинские уставы. Ну и того же требовал от других.
Ко всем своим обязанностям цесаревич относился серьёзно и добросовестно, что создало ему популярность в среде офицеров-однополчан и рядовых солдат.
Ни один из своих титулов Николай Александрович не ценил больше, чем чин полковника, к которому представил его отец по окончанию воинской службы. Николай II так и сохранил это звание, будучи уже главнокомандующим всей Российской армии. Его отец, Александр III, вводил сына с юности в курс дела управления страной, и постоянно привлекал к участию в работе Государственного Совета и Кабинета министров.
И в завершении первой части этой статьи, я хочу поделиться мнениями современников о Николае II:
«Чтобы ни происходило в душе Государя, он никогда не менялся в своих отношениях к окружающим его лицам. Мне пришлось видеть его близко в минуты страшной тревоги за жизнь единственного сына, на котором сосредотачивалась вся его нежность, и, кроме некоторой молчаливости и ещё большей сдержанности, в нём ничем не сказывались переживаемые им страдания». - Сергей Дмитриевич Сазонов (1860 – 1927), министр иностранных дел России 1910 – 1916 гг.
«Он скорее пожертвует жизнью, чем изменит своему слову… Добросовестность, человечность, кротость, честь – таковы, кажется мне, выдающиеся достоинства Николая Второго». – Морис Жорж Палеолог (1859 – 1944), французский посол в России, политик и дипломат.
«Он был, быть может, не властным Царём, но был большим человеком… с большой волей, с волей не на показ, и с большим сердцем: он был человеком, умевшим сдерживать себя, не думать о себе, подчинять свои собственные побуждения чувству долга». – Анатолий Александрович Мордвинов (1870 – 1940), флигель-адъютант в свите императора Николая II.
На этом я могу завершить свой рассказ о Николае II как о человеке, и поставить точку. И уже во второй части моего повествования я Вам расскажу о его правлении. И о его достижениях во время нахождения во власти.
Ну и, конечно же, о его вкладе в процветание России.
Ну а его вклад, по какому-то злому умыслу, не заслуженно замалчивался все последние годы.
(Продолжение следует)
Мой профиль в ВК - https://vk.com/allekbar