Найти в Дзене
В Лебедяни с лебедями

Тайна заброшенного надгробия

Есть в Липецкой области на слиянии двух рек - Дона и Красивой Мечи - одно почти вымершее село Тютчево. Между заросшим кладбищем и остатками сельской улицы стоит церковь святого великомученика Никиты. Пару лет назад её стали восстанавливать. Первым делом расчистили вокруг неё территорию и обнаружили несколько старинных надгробий. Старые, с отвалившимися углами и едва читающимся декором. Но одно привлекло моё внимание сохранившейся на торце надписью. На торце этой горизонтальной могильной плиты удалось прочитать: «ЗДЕСЬ ЛЕЖИТЪ ТАЙНЫЙ СОВЕТНIКЪ ЮРЬЯ АЛЕКСЕВИЧЬ СКОНЧАВШIЙСЯ 1819 ГОДА ОКТЯБРЯ 2 ДНЯ». В Российской империи тайный советник по рангу соответствовал чину генерал-лейтенанта в армии или вице-адмирала во флоте. Этот чин могли носить министры, руководители крупных департаментов, сенаторы, академики Императорской Академии наук. В чине тайного советника были известные историки С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский. Название чина было связано с изначальным смыслом слова «тайный» — «относящий
Оглавление

Есть в Липецкой области на слиянии двух рек - Дона и Красивой Мечи - одно почти вымершее село Тютчево. Между заросшим кладбищем и остатками сельской улицы стоит церковь святого великомученика Никиты. Пару лет назад её стали восстанавливать. Первым делом расчистили вокруг неё территорию и обнаружили несколько старинных надгробий. Старые, с отвалившимися углами и едва читающимся декором. Но одно привлекло моё внимание сохранившейся на торце надписью.

Старинные надгробия у Никитской церкви в селе Тютчево Лебедянского района (2022 г.)
Старинные надгробия у Никитской церкви в селе Тютчево Лебедянского района (2022 г.)

На торце этой горизонтальной могильной плиты удалось прочитать: «ЗДЕСЬ ЛЕЖИТЪ ТАЙНЫЙ СОВЕТНIКЪ ЮРЬЯ АЛЕКСЕВИЧЬ СКОНЧАВШIЙСЯ 1819 ГОДА ОКТЯБРЯ 2 ДНЯ».

Надпись на старинном надгробии с могилы тайного советника
Надпись на старинном надгробии с могилы тайного советника

В Российской империи тайный советник по рангу соответствовал чину генерал-лейтенанта в армии или вице-адмирала во флоте. Этот чин могли носить министры, руководители крупных департаментов, сенаторы, академики Императорской Академии наук. В чине тайного советника были известные историки С.М. Соловьёв и В.О. Ключевский. Название чина было связано с изначальным смыслом слова «тайный» — «относящийся ко двору, достойный доверия». О том, что такой человек жил на территории нашего района и был похоронен на одном из ныне заброшенных сельских кладбищ под Лебедянью до недавнего времени мало кто знал. Как это часто бывает, находка стала почти случайной.

По архивным документам

Узнать фамилию покоившегося под этой плитой помог областной архив. В метрической книге Никитской церкви села Иншаково (Тютчево) удалось найти запись о том, что 2 октября «натуральною» смертью в возрасте 70 лет умер «сельца Бруслановой тайный советник Георгий Алексеев сын Николев». Как указал местный священник Яков Фомин, умерший был им «исповедан и приобщен» и похоронен на кладбище при Никитской церкви.

Фрагмент местрической книги с записью о смерти Г.А. Николева
Фрагмент местрической книги с записью о смерти Г.А. Николева

По документам церковь во имя великомученика Никиты была освящена только в следующем году. Но, скорее всего, само здание к октябрю 1819 года было уже построено. Да и церковный приход, куда входили жители села Тютчево и близлежащих деревни Малое Иншаково и сельца Брусланово, существовал и раньше.

Как оказалось, одним из жителей деревни Нижнее Брусланово (а именно так сейчас называется сельцо Брусланово) был тайный советник, следователь по особым делам Тайной экспедиции, а позднее гражданский губернатор Новороссийской губернии Юрий Алексеевич Николев.

Очевидно, что к тому времени бывший чиновник уже отошёл от государственных дел и был на покое. А ведь ещё недавно Николева боялись, его фамилия была на слуху... Это он - усердный исполнитель воли Павла I по личному приказу императора арестовал отставного фельдмаршала графа Суворова-Рымникского, отвёз его в ссылку и почти год надзирал за ним. Это он собирал сведения и докладывал Павлу I об опальных царедворцах и фаворитах Екатерины II. Это он… Но обо всём по порядку.

Юрий Алексеевич Николев служил в лейб-гвардии, женился и, выйдя в отставку, перешёл на гражданскую службу. С 1783 года служил в нижнем земском суде в Звенигороде, в 1796 году был советником наместнического правления Тверского наместничества. За 15 лет он дослужился до чина коллежского асессора, при этом «не получа ни малейшего вознаграждения». Имел двух сыновей на службе и двух дочерей. Выйдя в отставку, Николев проживал в своём подмосковном имении, полученном в наследство от дяди генерал-майора Преображенского полка, и вёл ничем не примечательную жизнь небогатого чиновника на покое. Ситуацию усугубляло то, что на имение был наложен секвестр по комиссариату (то есть оно ему временно не принадлежало) и Юрий Алексеевич, если верить его словам, порядочно бедствовал. Перспектив явно не просматривалось. Но в 1797 году о нём вспомнил его старый покровитель, бывший московский обер-полицмейстер и петербургский генерал-губернатор Н.П. Архаров. Дело касалось попавшего в опалу фельдмаршала графа Александра Васильевича Суворова.

История с Суворовым

Выйдя в отставку, он проживал вместе с последовавшими за ним 19 бывшими офицерами его штаба в своём имении Кобринский ключ. Тихая жизнь блестящего полководца не давала покоя его недоброжелателям. В одном из доносов они сообщили Павлу I, что Суворов «волнует умы и готовит бунт». Государь отреагировал и распорядился немедленно удалить опального в его же собственное имение Кончанское. Для такого щекотливого дела требовался весьма преданный и решительный исполнитель. Вспомнили о Николеве. Государь приказал срочно возвратить его на службу, назначить чиновником по особым поручениям Московской конторы тайной экспедиции, и отправил на задание со своим именным предписанием. Николев в точности выполнил волю императора, препроводив и передав отставного фельдмаршала под присмотр боровицкого городничего. А позднее по новому заданию он арестовал всех 18 оставшихся в Кобринском ключе офицеров и отвёз их в Киев. Там их посадили в крепость, и после дознания отпустили по домам.

Из Киева Николев вернулся в свою подмосковную деревню, но вскоре получил новое повеление – стать надзирателем при Суворове в месте его ссылки. Чиновник незамедлительно выехал и пытался контролировать переписку и перемещения графа, однако быстро убедился, что на практике делать это в одиночку невозможно. Опальный жил в доме на отшибе со своим камердинером и двумя отставными солдатами, часто общался со своими крестьянами-карелами на их языке, которого чиновник не знал. Тем не менее, продолжал наблюдение и ежедневно отправлял императору подробные рапорты о жизни графа (благодаря им потомки узнали бытовые детали и распорядок дня Суворова).

А.В. Суворов в Кончанском. Художник Дмитрий Белюкин.
А.В. Суворов в Кончанском. Художник Дмитрий Белюкин.

В феврале 1798 года опала закончилась. Генерал-фельдмаршалу графу Суворову-Рымникскому император разрешил приехать в Петербург. Надзор с него был снят, и Николев вернулся к себе домой. За свою службу он получил чин статского советника и пять тысяч рублей в качестве компенсации его расходов за пять месяцев проживания в Кончанском.

Через год Суворов был возвращён на службу и перед отправкой в Италию принимал поздравления высшего петербургского общества с возвращением из опалы и новым назначением. В числе явившихся на поклон к фельдмаршалу был и Николев. Такая бестактность заставила Суворова сыграть с ним одну из своих знаменитых шуток: называя Николева «первым своим благодетелем», он велел камердинеру посадить его «выше всех». Тот поставил стул на диван и заставил Николева сесть на это действительно «высокое» место. И под общий смех собравшихся Суворов почтил своего сконфуженного гостя изысканными поклонами.

Чиновник по особым поручениям

Тем не менее, именно со службы при Суворове начался новый взлёт карьеры Николева. Он был переведён в Санкт-Петербург и зачислен следователем по особо важным делам в штат Тайной экспедиции, которая в то время была очень небольшим учреждением. Помимо Николева, в нём служил начальник, два секретаря, три чиновника канцелярии и один чиновник по особым поручениям. Его сразу же командировали в Ярославскую губернию, разведать намерения крестьян, якобы «хотевших произвести смятение» во время проезда Павла I. Потом он ездил в Калугу расследовать злоупотребления губернатора и чиновников. После того, уже в чине действительного статского советника, Николев ездил в Батурин для собирания сведений о Кирилле Разумовском и его окружающих; в Москву — для того же относительно живших там опальных царедворцах: о «бриллиантовом князе» Александре Борисовиче Куракине и его брате князе Степане, об отставном вице-адмирале Сергее Ивановиче Плещееве и княгине Екатерине Фёдоровне Долгоруковой; в Шклов — для разведывания о бывшем фаворите Екатерины II генерале Зориче и проживавших там отставных и исключённых из службы; на Дон — для секретного разъяснения и поверки анонимной жалобы на двух генералов Иловайских. Николев со всеми поручениями справлялся и своими широкими служебными полномочиями никогда не злоупотреблял. Однако в одном из своих донесений из Москвы он жаловался: «все меня боятся и от меня бегают».

13 июня 1800 года Юрий Алексеевич Николев был повышен в чине до тайного советника и назначен гражданским губернатором Новороссийской губернии с центром в Новороссийске (до 1802 года так назывался Екатеринослав, позднее - Днепропетровск). Своё губернаторство он сочетал с председательством в губернском Приказе общественного призрения, однако при Александре I почти через год после назначения был уволен с обоих постов. К 1807 году он продал свою подмосковную усадьбу и большинство своих крепостных вывез в другие имения. Следы Ю.А. Николева затерялись.

И появились вновь на берегу Красивой Мечи в Лебедянском районе. Когда и при каких обстоятельствах тайный советник оказался в маленькой лебедянской деревушке ещё предстоит выяснить. Возможно, он поселился у одной из своих дочерей. Или перебрался поближе к своему благодетелю – Н.П. Архарову (1842-1814), доживавшему дни в своём имении под Тамбовом. Бог весть. Однако, то, что лебедянская земля не только рождала известных людей, но и часто становилась для них последним приютом – факт давно известный.

Никитская церковь в селе Тютчево Лебедянского района Липецкой области (2022)
Никитская церковь в селе Тютчево Лебедянского района Липецкой области (2022)

Спасибо за внимание!

Если Вам понравилась моя статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал, чтобы регулярно читать новые истории.

#Лебедянь #тайныйсоветник #Николев #АлександрСуворов