КИ: Здравствуйте! Спасибо, что делитесь с нами информацией по этому вопросу. Наша цель - просветить и донести полезные знания до тех, кому они нужны! У многих возникает вопрос, касательно авторского права, что нужно знать обязательно перед тем , как начать снимать кино?
ААГ: Что ж, на самом деле это сложный юридический вопрос, люди не ради развлечения учатся пять-шесть лет, пытаясь все познать и выучить. Но есть некоторые статьи или базовые понятия, так сказать минимальный набор, который обязаны знать не только продюсеры, а так же, желательно, все члены команды. Исходя их опыта могу честно сказать, что практически всегда, уже на пре-продакшн, приходится консультировать коллег(хотя мне за это не доплачивают) касательно авторского права, так как они попросту ничего не понимают. И я их не виню, ведь самостоятельно разобраться практически невозможно, учитывая, что централизованного информационного источника нет, в интернете масса ненужной информации, которая ничем не подкреплена , а про документооборот я вообще молчу, ибо создается ощущение, что каждый мнит себя юристом и выкладывает в свет (инфополе) свои каракули.
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ. Это нематериальная собственность (есть материальная, но конкретно в нашу тему (сейчас) она не попадает),которая возникает в процессе интеллектуальной деятельности. Вот вы сидели думали-думали и понапридумывали себе сценарий (к примеру), вот он то и будет неосязаемой собственностью, которую авторское право станет охранять.
КИ: Эта собственность едина? Или она на что-то делится?
ААГ: Не думаю, что именно так говорить грамотно, но да, сама интеллектуальная собственность (как право) бывает двух видов.
ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПРАВО централизуется в руках одного человека или одной фирмы (речь может идти , про того же, сценариста или же эта интеллектуальная собственность разработка, например, продюсерской фирмы, тогда фирма будет держать все права в своих руках). Это право можно передать по договору в полном объеме, разрешить использование или вообще оставить как залог, в случае финансирования проекта банком или другой фирмой/кинокомпанией (если они пойдут на такое, конечно, но в теории можно).
ЛИЧНЫЕ НЕИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА возникают по факту создания произведения, их нельзя передать ,продать ,купить, заложить…Это как начало начал, как право на имя при рождении, от них нельзя отказаться и их нельзя лишить. Даже при покупке полных прав на сценарий- указание автора ОБЯЗАТЕЛЬНО иначе придут и накажут (шутка).
кино считается СЛОЖНЫМ ОБЪЕКТОМ, его не создает один человек,в процессе интеллектуальной деятельности авторские права возникают у ряда специалистов (сценарист, оператор, режиссер, актер, продюсер, звукорежиссер , художник по свету, гример, костюмер и так далее),но при этом считается произведением. Поэтому нельзя сказать «Я снял фильм»- ТЫ ничего сам не снял!
КИ: Кому же принадлежат все права?
ААГ: Вот тут то и пригодится знание ГК РФ! В статье 1263 аудиовизуальное произведение (это наше с вами кино) определяется как «произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств» а так же указано, что аудиовизуальные произведения включают кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим, независимо от способа их первоначальной или последующей фиксации.
Эта же статья нам указывает на то, кто признается автором аудиовизуального произведения -это режиссер-постановщик, сценарист и композитор.
Остальные не признаются авторами фильма, НО считаются авторами произведений, которые вошли в состав нашего СЛОЖНОГО ОБЪЕКТА (ФИЛЬМА) , например, гример ,который создал специальный грим для актеров, или костюмер, кому принадлежит разработка моделей одежды, и это все так же охраняется как объект авторского права и с этими людьми нужно заключать договор (о том какой договор с каким членом команды заключается я расскажу в следующей статье).
Поэтому так важно грамотно сосредоточить права в руках одного лица (по закону это то лицо,которое несет юридические и финансовые риски, а так же лицо, которое организовало создание сложного аудиовизуального продукта, это всегда ПРОДЮСЕР), иначе получается, что созданный коллективной интеллектуальной деятельностью продукт-принадлежит одновременно всем,но ни у кого на него нет прав.
КИ: Оформление авторского права, нужно ли это?
ААГ: Авторское право и его охрана начинается в момент возникновения произведения автоматически и для этого никакой регистрации- не требуется . Патентовать свои произведения не обязательно, поэтому помните, что любая организация, которая обещает вам сделать это за «короткий срок и цену со скидкой», просто пытается на жится на вас (а почему? потому что не знаете авторского права!). Вам дадут «бумажульку», которая в суде послужит лишь косвенным доказательством, все что судья из этой «бумажульки» почерпнет -дату.
Совершенно не важно, написали ли вы произведение в «стол» или обнародовали (то есть опубликовали в общем доступе) - личные неимущественные права и исключительное право- возникли.
это все не касается идей, на ваши идеи авторские права не распространяются, поэтому тщательнее выбирайте с кем ими делитесь
КИ: А как же доказать авторство в таком случае?
ААГ: Что касательно судебных процессий, тут нет никакого установленного перечня документов для доказательной базы, самое главное их достоверность, допустимость с законодательной точки зрения и в совокупности достаточными, что бы на их основании вынести решение по вашему делу. Любой документ с датой, главное- оригинал, это может быть письмо отправленное себе с почты с печатью, письмо на электронную почту, если произведение обнародовано, то на сайтах скорее всего тоже имеется дата создания, заверенная нотариусом копия произведения- вот это реально работает .Свидетельские показания, но тут есть такой фактор как «лжесвидетельство» (что , кстати, незаконно и может привести к плохим последствиям , потому что это вам не ГК РФ, а уже полноценная статья 307 Уголовного Кодекса). Но судья может не брать их во внимание, так как человек мог видеть, что сценарист пишет произведение, но не видел, что именно он пишет или читал рукопись, но не может ручаться, что именно сценарист ее написал, так как попросту не видел этого и так далее.
КИ: Спасибо!
Ответы для КИНОИНСАЙДА предоставлены продюсером Грушевски Александрой Анной.