Новые технологии используются в России для ловли водителей, нарушающих правила дорожного движения. Теперь беспилотники наблюдают за маневрами сверху и фиксируют нарушения.
В каких регионах дроны помогают ловить нарушителей?
Вначале беспилотные летательные аппараты выявляли нарушения ПДД только в Москве, Амурской, Воронежской, Новосибирской, Омской, Ростовской, Свердловской и Тюменской областях, республиках Адыгея, Бурятия, Ингушетия, Татарстан и Удмуртия, а также Забайкальском, Краснодарском, Красноярском и Пермском краях. Затем география стала расширяться. Опыт был признан успешным и сегодня его масштабируют на другие регионы. Недавно, например в Брянске заметили, что ГИБДД начали наблюдать за водителями с высоты
Как беспилотники ловят нарушителей?
Технические возможности беспилотников позволяют вести наблюдение за участком дороги длиной до 5 км в обоих направлениях с борта управляющего аппаратом сотрудника ГИБДД. Если замечен выезд автомобиля на встречную полосу, беспилотник автоматически фиксирует цель. Программное обеспечение беспилотника определяет марку, модель и номерной знак автомобиля-нарушителя, а затем автоматически отслеживает его до тех пор, пока полицейским не удастся его остановить. Важно отметить, что видеозапись нарушения и движения автомобиля до момента его остановки записывается – эта информация будет служить доказательством правонарушения.
После остановки автомобиля полицейский демонстрирует водителю видеозапись нарушения на специальном мониторе, а затем составляет административный протокол. Видеозапись также сохраняется и приобщается в качестве доказательства к протоколу об административном правонарушении.
Какие нарушения фиксируются с воздуха?
Среди наиболее распространенных нарушений, фиксируемых с помощью беспилотника, – выезд на полосу встречного движения в нарушение ПДД и движение по обочине. В ГИБДД отмечают, что мониторинг с помощью беспилотников позволяет отслеживать дорожную обстановку, чтобы оперативно реагировать на опасность и даже предотвращать ее возникновение.
Пока количество нарушений, зафиксированных таким образом, относительно невелико. Однако представители ведомства из разных регионов объясняют, что главное - информировать водителей об этом новом виде мониторинга. Знание о существовании дополнительного контроля, по мнению ГИБДД, заставит водителей быть более внимательными и осторожными.
Законно ли это?
Вполне. Согласно положениям ст. 26.2 КоАП, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Какие аргументы водитель может привести в свою защиту?
Во-первых, необходимо выяснить, был ли сотрудник ГИБДД лично свидетелем нарушения. Если нет, то есть ли у беспилотника функции GPS или ГЛОНАСС, позволяющие однозначно установить место совершения правонарушения? Необходимо точно определить адрес, где произошло нарушение.
Также необходимо выяснить, есть ли на видеозаписи дата и время, позволяющие точно установить время ее проведения. Важно также узнать, велась ли запись непрерывно с момента нарушения до момента остановки автомобиля, или после нарушения есть промежуток времени, когда запись автомобиля уже не велась? Есть ли между нарушением и остановкой промежуток времени, когда могла произойти замена водителя? Все эти обстоятельства могут быть использованы в качестве аргумента защиты.
Любые неясности в видеозаписи должны трактоваться в пользу водителя.