Найти тему

30 лучших

Оглавление

Журнал «Business Excellence», сентябрь 2023
Рубрика: Бизнес-образование
Автор(ы): Александра Хомякова, Михаил Селезнёв

Давно потеряли актуальность дискуссии на тему, дает ли МВА практические навыки. Утвердительный ответ известен. Сегодня даже отъявленные скептики признают, что флагманская программа делового образования — ​MBA является эффективным драйвером бизнеса и карьеры. Какие бизнес-­школы в России стали лучшими? Новое исследование портала «MBA в Москве и России».

Исследование интернет-­портала MBA.SU, представившего топ‑30 российских бизнес-школ, построено исключительно на опросе выпускников программ MBA и Executive MBA. Результаты рейтинга отражают их удовлетворенность обучением. Первый Народный рейтинг MBA.SU был составлен в 2010 г., и с тех пор выходит ежегодно. Он является независимым и с высокой степенью объективности отражает текущую ситуацию в деловом образовании.

В связи с тем, что реально оценить результаты обучения на МВА возможно не ранее двух–трех лет после его завершения, опрашивались выпускники 2020–2021 гг. В опросе 2023 г. участвовали 928 человек, проходивших обучение в 39 бизнес-­школах десяти регионов России и представляющих не менее 95% сегодняшнего национального рынка программ MBA и EMBA. Опрос проводился при содействии ассоциаций выпускников бизнес-школ и Российской ассоциации бизнес-­образования (РАБО). В шорт-лист XIV Народного рейтинга включены бизнес-­школы, от выпускников которых получено не менее 20 анкет.

Методика исследования

Основная цель исследования — оценка удовлетворенности выпускников бизнес-­образованием (программы МВА и Executive MBA) по следующим критериям:
1) рост дохода в течение двух–трех лет после окончания обучения;
2) карьерный рост после получения степени МВА/EMBA;
3) уровень деловых связей, приобретенных в бизнес-­школе;
4) уровень личного и профессионального развития.

Весовые коэффициенты (степень влияния на итоговую оценку школы):
• рост дохода и карьерный рост — 1,0;
• личное и профессиональное развитие — 0,67;
• деловые связи — 0,33.

Такое распределение весов связано с уровнями приоритетности целей поступающих в бизнес-­школы и последующего влияния критерия на результат от обучения.

Итоговый балл для каждой школы рассчитывался по формуле:

Итоговый балл = (R+C)/n + (P/n)×0,67 + (B/n)×0,33,
где R — сумма оценок роста дохода,
С — сумма оценок карьерного роста,
P — сумма оценок личного и профессионального развития,
В — сумма оценок деловых связей,
n — количество анкет.

В опросе участвовали выпускники программ МВА, имеющих разную стоимость — от недорогих онлайн до премиальных очных программ. Мы не считаем, что цена программы является безоговорочным показателем ее качества, хотя роль, например, более компетентных и высокооплачиваемых преподавателей, а также более широкого ассортимента курсов и тренингов трудно оспорить. Одно очевидно: стоимость программы косвенно отражается на уровне аудитории и степени удовлетворенности выпускников полученными деловыми связями.

Доходы и карьерная траектория

Согласно опросу, доходы менеджеров среднего звена после обучения по программе МВА в среднем выросли на 52%, менеджеров высшего звена — на 48%, а владельцев бизнеса — на 91% (рис. 1).

Рисунок 1. Как обучение в бизнес-школе повлияло на рост доходов через два года после окончания MBA
Рисунок 1. Как обучение в бизнес-школе повлияло на рост доходов через два года после окончания MBA

Рост дохода выпускников нередко сопровождается повышением должностного статуса. Наибольший карьерный рост показали менеджеры среднего звена — 55%, а также линейные менеджеры — 54% (рис. 2).

Рисунок 2. Как обучение в бизнес-школе изменило должностной статус слушателя
Рисунок 2. Как обучение в бизнес-школе изменило должностной статус слушателя

Структура аудитории МВА после обучения значительно изменилась, особенно в категориях менеджеров высшего и среднего звена. Доля первых увеличилась, а вторых — уменьшилась за счет перехода в более высокий статус (рис. 3).

Рисунок 3. Структура аудитории МВА
Рисунок 3. Структура аудитории МВА
Рисунок 4. Топ-5 бизнес-школ по критериям оценки
Рисунок 4. Топ-5 бизнес-школ по критериям оценки
Таблица 1. Народный рейтинг российских бизнес-школ – 2023
Таблица 1. Народный рейтинг российских бизнес-школ – 2023

Специфика момента

Динамика изменений и усложнение среды ведения бизнеса всегда стимулируют перемены в бизнес-образовании в целом и программах МВА в частности.

Несмотря на турбулентность в экономике, спрос на качественное MBA-образование растет. Это подтверждают наблюдения не только ведущих столичных бизнес-школ, но и бизнес-школ Екатеринбурга и Новосибирска. Одновременно наблюдается снижение спроса на программы MBA нижнего ценового сегмента, из-за чего бизнес-­школам, предлагающим такие программы, приходится вводить скидки, достигающие иногда 50% от их стоимости.

Дефицит кадров, способных решать бизнес-задачи в новых условиях, вызывает повышенное внимание компаний к качественной подготовке своих менеджеров. Востребованы программы МВА, в которых учитываются последние изменения в экономике, новые модели ведения бизнеса, достижения ИT-технологий. Вести обучение по лекалам даже пятилетней давности становится все более затруднительно.

Российское бизнес-образование находится в поиске новых смыслов и идей, которые позволят сделать его более эффективным в сложившихся экономических условиях.

Профи МВА об МВА

Правка на марше

Сергей Мясоедов, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, проректор РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования
Сергей Мясоедов, директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС, проректор РАНХиГС, президент Российской ассоциации бизнес-образования

За последний год деловая среда изменилась радикально, что потребовало от бизнес-школ, факультетов менеджмента, корпоративных университетов, центров делового образования не только серьезной переоценки и правки на марше своей стратегии, но и существенной активизации усилий по управлению изменениями.

Помимо важнейших прикладных задач, российскому бизнес-­образованию в ближайшие годы предстоит ответить на целый ряд вопросов смыслового характера. Новые координаты и векторы сотрудничества обусловливают необходимость не только прикладного, но и фундаментального осмысления стратегии развития российского бизнес-­образования, всестороннего изучения особенностей евразийской модели управления. В рамках этой модели экономика, бизнес и бизнес-­образование России в силу исторических, экономических, территориальных и других причин могут и должны занять достойное место, а по ряду направлений — лидерские позиции.

Новые цели для российского бизнес-­образования:
• помочь стране и бизнесу вой­ти в новую экономику многополярного мира и обрести технологический и кадровый суверенитет;
• помочь бизнесу переориентироваться с Запада на Восток;
• сделать российское бизнес-­образование узнаваемым и общепризнанным национальным и международным образовательным брендом;
• активизировать работу по формированию национальной модели оценки качества бизнес-­образования и ее продвижение на мировые рынки;
• разработать программу для переподготовки преподавателей с акцентом на владение новыми технологиями;
• создать набор бизнес-­программ, актуальных для обозначенных целей.

Новые акценты и фокусы:
• на интересах промышленности и промышленного развития;
• повышении производительности труда;
• поддержке социальных лифтов и лидерстве;
• образовательных стандартах дополнительного профессионального образования и управленческих профстандартах развития;
• изучении опыта регионов;
• эффективных примерах слияний и поглощений;
• параллельном импорте и росте экспорта;
• культурном интеллекте;
• технологическом суверенитете;
• выстраивании альянсов с техническими вузами и поиске синергии сотрудничества;
• кадровом и образовательном суверенитете.

По значимости, с моей точки зрения, фокус на поддержке социальных лифтов и лидерстве — один из главнейших. Важность социальных лифтов, нацеленных на молодые таланты и лидеров новой генерации, особенно актуальна сегодня, поскольку Россия подходит вплотную к рубежу эволюционной смены поколений в бизнес-­образовании, и не только.

Своего рода сорокалетний цикл хождения Моисея по пустыне заканчивается. Поколение, которое помнит запрет на предпринимательство и нерыночную экономику, уходит с арены активной деятельности в течение нынешнего десятилетия.

То, насколько мы сможем вдохновить лучшую часть талантливой молодежи идти в бизнес, а также в деловое образование, будет через пять–десять лет определять уровень национальной востребованности и международной конкурентоспособности отечественного бизнес-­образования. А это, в свою очередь, станет в большей или меньшей мере содействовать социально-­экономической динамике и научно-­технологическому развитию страны.

Качество программ и харизма преподавателей по-прежнему востребованы

Эдуард Коложвари, руководитель Высшей школы бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ)
Эдуард Коложвари, руководитель Высшей школы бизнеса Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ)

Наша бизнес-­школа работает в Сибирском федеральном округе, захватывая соседние регионы Центральной Азии. Что мы видим на своем рынке? Спрос на качественное бизнес-­образование увеличивается. Растет понимание необходимости готовить управленческие команды для умной/цифровой трансформации предприятий, а также потребность в проведении стратегических сессий и поддержке проектов изменений. Во всех локациях, во всех сферах и индустриях ощущается нехватка квалифицированных кадров.

Клиентам по-прежнему нужны качество программ, харизма преподавателей, внимание со стороны менеджеров и руководства бизнес-­школы, личное общение и возможность обмена мнениями и опытом с себе подобными. Возрастает роль причастности к бизнес-­школе, создаются устойчивые сообщества, дружба и взаимопомощь в жизни и бизнесе. Очень плодотворное сотрудничество бизнесменов возникает в группах с представителями Казахстана.

Запрос на отечественные программы

Лариса Малышева, директор Бизнес-­школы Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина
Лариса Малышева, директор Бизнес-­школы Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина

Сохраняется устойчивый спрос на программы МВА как системное долгосрочное образование, проверенное временем. Не теряют значимости международные аккредитации, несмотря на приостановку их действия по инициативе зарубежных коллег. В то же время появляется запрос на отечественные программы, обеспечивающие кадровый суверенитет, и национальные аккредитационные модели, которые можно предложить дружественным странам.

Стоящие перед руководителями компаний задачи сильно усложнились. Для их решения недостаточно развивать саму программу в части дисциплин, форматов и новых преподавателей. Важно участие представителей органов власти, бизнеса, социума, лидеров общественного мнения, партнеров и других стейкхолдеров, причем не просто для уточнения задач в рамках обучения, а для постановки новых.

Рост интереса к новым инструментам и методикам в новых условиях вызывает у слушателей потребность в краткосрочных мастер-­классах от практиков, исследователей, консультантов. Важны системность и глубина проработки в ­какой-либо узкоспециализированной сфере. Фокус на активную деятельность, а не пассивное усвоение информации, действие vs накопление знаний, опыт проб и ошибок в поисках прорыва vs повтор чужих практик.

Слушатели программ МВА ориентированы на равноправный диалог, хотят услышать профессионалов, специалистов с практическим опытом, исследователей, умеющих делать то, о чем рассказывают.

Кейс-метод уже давно вошел в арсенал бизнес-школ. Но в настоящее время изучать лучшие практики зарубежных компаний, покинувших российский рынок, или российских предприятий, преуспевавших в относительно стабильных условиях, но неэффективных в условиях изменений, смысла нет. Важен навык логического рассуждения, умение быстро собирать информацию, например, с использованием нейросетей, обрабатывать ее, искать закономерности. Технологии позволяют перейти от интуитивного поиска решений к анализу больших данных и сценарному планированию.

На первый план выходит ­даже не поиск решений, а правильная постановка проблемы, формирование и проверка гипотез. Интересно решение кейсов в реальном времени. Если раньше мы опирались на фиксированное описание ситуации, то сейчас важны динамика, данные, предыдущие решения.

Бизнес-­визиты приобретают особую популярность в условиях повышенного спроса из-за импортозамещения. Предприятия готовы делиться задачами и технологиями в надежде привлечь сотрудников, выстроить партнерские отношения, цепочки поставок и продаж.

В Бизнес-­школе УрФУ уже пять лет действует проект РОСТ — РОссийские СТажировки. Суть стажировки — в изучении лучших практик и решении сложных задач предприятий. Обычно это «живые» кейсы, стратегические и проектные сессии. Новые вызовы приводят к смене образовательной парадигмы. От традиционного каскадного подхода к проекту обучения мы переходим к гибкому, по типу Scrum/Agile. От предоставления знаний — к совместному решению задач.

Ключевой фактор успеха бизнес-школы — ее бренд

Ярослав Павлов, ректор Бизнес- школы ИМИСП
Ярослав Павлов, ректор Бизнес- школы ИМИСП

Изменения, происходящие в нашей стране и на международном уровне, ставят новые вызовы перед бизнесом, меняют образ жизни и мышления людей. Естественно, это отражается на бизнес-­образовании.

Из очевидных вещей можно отметить, во‑первых, нестабильность спроса. Каждое значимое общественное событие сильно сказывалось на психологическом состоянии целевой аудитории, потребительском поведении, готовности вкладывать деньги в долгосрочное обучение (МВА, ЕМВА и т. п.). При этом одни бизнес-­школы хорошо набирают группы, а другие сталкиваются с серьезными проблемами.

Ключевым фактором для успешного набора становится бренд. В одних случаях, как у ИМИСП или Сколково, это известный целевой аудитории бренд самой бизнес-школы, в других — стоящего за ней университета.

Отечественная управленческая мысль находится в поиске новых смыслов. Мы многому научились у западных коллег. Но сейчас наступил хороший момент для того, чтобы начать создавать новые смыслы, действующую российскую школу управления. На практике мы, как нация и экономика, наработали большое количество уникальных идей, которые нужно преобразовать в инструменты.

В частности, для этих целей ИМИСП запустил весной 2023 г. программу DBA (Doctor of Business Administration). Основываясь на фундаментальных знаниях и лучших мировых практиках, слушатели формируют собственные управленческие модели и инструменты, становясь основой новой экспертно-­управленческой элиты России.

Очный формат ­обучения возрождается. Онлайн-образование стало привычным и понятным каждому, люди с радостью продолжают осваивать отдельные навыки с помощью онлайн-­платформ. Но пришло и осознание того, что комплексные программы класса Еxecutive МВА не могут быть полностью реализованы в онлайн-­формате без потери важных элементов развивающей среды, которые рождаются в очном взаимодействии. Руководители стали более избирательно относиться к посещению мероприятий и встреч, но при этом отдают предпочтение комплексному обучению именно в очном формате.

***
РИА «Стандарты и качество»
Тел. +7 (495) 771-66-52, пишите на e-mail: podpiska@mirQ.ru
или оставляйте заявку на нашем сайте
https://ria-stk.ru

Присоединяйтесь к сообществам издательства «Стандарты и качество»:
VK:
https://vk.com/be_mag
YouTube:
https://www.youtube.com/channel/UCvW86WE6yIaFNZqK5swi70A

#СТандартыиКачество