Ученики пяти школ Нижнего Новгорода будут один день в неделю проводить на производствах Горьковского автозавода. Это один из примеров работы по возрождению утраченной традиции советской образовательной системы, когда предприятия участвовали в подготовке для своих производств рабочих кадров. Заводы заключали договора содружества со школами, со средними специальными учебными заведениями, которые готовили кадры конкретно для них.
Сегодня у нас остро стоит проблема с рабочими кадрами. Инженерами, учеными хотят быть многие, молодежь рвется в высшее образование, и сегодня мы страдаем от дефицита представителей нормальных рабочих профессий: сварщики, операторы разного рода оборудования, фрезеровщики и так далее. Поэтому понятно, что их нужно готовить.
Систему среднего профессионального образования мы благополучно разрушили, рабочие профессии ушли на задний план, и сегодня, чтобы совершить определенный прорыв на этом направлении, разработана практика, когда предприятие для решения своих собственных проблем начинает участвовать в подготовке кадров. Школьники приходят раз в неделю на завод не затем, чтобы выполнять план выпуска продукции, а чтобы знакомиться с производством.
Непосредственное наблюдение за тем, как создаются те же автомобили на ГАЗе, обеспечивает понимание, что «булки растут не на деревьях». Ребята видят, что это за работа, насколько она важна и интересна, какая атмосфера в рабочем коллективе: взаимовыручка, помощь, уважение.
Я первый раз пришел на производство после окончания школы, где работал до ухода в армию. И понимание рабочего коллектива мне очень многое дало для последующей жизни. Это меняет отношение к пониманию мира, к рабочим людям.
У нас сейчас много тех, кто свысока смотрит на всех остальных. Но кто самые главные люди в обществе? Те, чьими руками все и производится. Ученый может что-то изобрести, но кто воплощает его идеи? Именно рабочий человек.
Мы сейчас нередко жалуемся на качество строительства или каких-то товаров. Но в чем причина низкого качества? В обществе ложилось представление: кто пошел в рабочие – тот неудачник. В советские годы был такой период, когда говорили: «Будешь плохо учиться – пойдешь в рабочие». Возможно, и сейчас в школах можно такое услышать.
Однако на одних менеджерах далеко не уедешь. Менеджеру надо кем-то руководить, и, желательно, людьми, умеющими работать качественно, уважающими свой и чужой труд, имеющими рабочую гордость и рабочую совесть. Будут такие люди – и экономика наша будет крепкой.
И то, что Горьковский завод совместно со школами возрождает эту традицию, это очень хорошо.
Александр Суханов, политолог