Здравствуй, уважаемый читатель! В этой статье каждый найдет для себя что-то полезное - спортсмен, тренер, возможно, родители, учителя, руководители, ведь все мы кого-то «воспитываем», просто это по-разному выглядит, а сущность, в принципе, одна.
Коммуникативные навыки - навыки межличностного общения очень важны для людей. Потому, как человек воспринимает информацию, интерпретирует ее, то есть понимает смысл, затем передает, будет зависеть умение индивида строить продуктивные взаимоотношения в обществе, на работе, дома или на спортивной арене. У кого эти навыки не развиты, конфликты и недоразумения – частые спутники по жизни, поэтому для эффективного общения со спортсменом тренер с помощью определенных приемов и способов строит свою педагогическую деятельность, которые определяют его стиль руководства.
Выделяют три стиля руководства тренера: авторитарный, демократический и либеральный, еще его называют попустительским. Теперь подробно рассмотрим каждый из них.
Если тренер обеими руками «за» жесткую дисциплину и предпочитает следовать инструкции, а свои мысли выражает в форме приказов, указов, неодобрений и замечаний, считая, что поднимает тем самым свой авторитет, пугая выговорами - это Авторитарный стиль. Такой тренер никогда не считается с мнением самого спортсмена, не обращает внимания на его пожелания, не учитывает ситуации, обстоятельства, а любую инициативу пресекает на корню. Для него важен результат. Он порой до фанатизма нетерпелив, деспотичен. Как правило, в команде отсутствуют дискуссии, спортсмена плохо информируют о тех или иных методах и специфике тренировок, соблюдается субординация. Как ни странно, но у авторитарного стиля есть свои плюсы. Спортивные психологи отмечают, что такой стиль подойдет для неуверенных в себе спортсменов, которые рядом с авторитарным тренером будут чувствовать себя спокойно в стрессовых ситуациях, на стартах. Многие спортсмены принимают такой стиль руководства, чтобы снять с себя ответственность за исход соревнований.
Но, руководствуясь авторитарным стилем, невозможно «вырастить» уверенную в себе, автономную, независимую личность, готовую успешно справляться со стресс факторами. При авторитарных отношениях часто встречается «сопротивление» - защитный механизм нашей психики. Он может проявляться в поведении, например, частые опоздания на тренировку, долгое разучивание нового технического элемента, травмы. Эти неосознанные действия говорят о несогласии спортсмена подчиняться жестким правилам. В будущем это может отрицательно сказаться на результатах.
Наиболее гуманным, разумным и эффективным является демократический стиль. При таком построении учебно-тренировочного процесса спортсмены активно принимают участие в организации деятельности. При общении тренер использует косвенные приемы воздействия: совет, рекомендации, беседа, предложение. Инициатива, в отличие от авторитарного стиля, поощряется. При демократическом стиле устанавливаются доверительные отношения, а тренер принимает личность такой, какая она есть, акцентируя внимание на сильных сторонах. При таком стиле спортсмен становится автономной, эмоционально-зрелой, независимой личностью и может достигнуть высоких результатов в спорте.
Самый неэффективный из всех - либеральный стиль, где тренер не вмешивается в процесс и руководит по типу «делайте, что хотите и как хотите». На тренировках спортсмены часто предоставлены сами себе. Здесь только наивный поверит в успешность такого процесса.
Конечно, многие недостатки в общении могут перекрыть профессиональные знания тренера, но всемирно известный американский психолог Брайент Дж. Кретти в своей книге «Психология в современном спорте» отмечает: «Более демократичный тренер готов принять других людей такими, какие они есть на самом деле, оценивать их положительные и отрицательные стороны, уважать свое и чужое мнение». Следовательно, достичь высоких уровней физической подготовленности можно только при условии полного понимания и сотрудничества между тренером и спортсменом.