В сентябре в мире моды случились две громкие кражи: за 10 дней до Недели моды в Париже ограбили автомобиль Balmain с новой коллекцией, а в конце месяца завирусился пост о краже таби бутс Maison Margiela вором из Tinder. Ситуации разные, но что-то в них есть общее, очень в духе времени. Давайте вспомним, что еще (кроме дизайна) крали в модном мире в последние годы и к чему это приводило.
Но сначала немного подробностей сентябрьских событий.
Таби Maison Margiela и вор из «Тиндера»
Ухажер из «Тиндера» украл у девушки пару ее таби бутс Margiela. Произошло это после свидания. Девушка (кстати, основательница бренда трикотажа) заметила пропажу только после того, как парень ушел, попыталась написать ему в «Тиндере» — но он уже удалил переписку и свой номер. Тогда она записала тикток, чтобы найти вора; пост стал вирусным, к поискам подключилось много людей. Выяснилось, что вор успел подарить таби своей девушке (не героине, а другой), и та уже засветила новые туфли в соцсетях.
У истории в итоге хороший финал, и даже не один. Туфли вернулись к законной хозяйке, а мгновенный рост интереса к таби бутс отметило авторитетное издание о моде Business of Fashion.
Ограбление курьера Balmain
За 10 дней до показа на Неделе моды в Париже ограбили машину, где перевозили более 50 вещей из весенне-летней коллекции Balmain. Об этом сообщил в запрещенной соцсети креативный директор модного дома Оливье Рустен. Автомобиль ехал из аэропорта в парижскую штаб-квартиру бренда; по дороге его захватила группа неизвестных. Машину с коллекцией угнали, водитель не пострадал — именно он позвонил Оливье Рустену, чтобы рассказать о происшествии.
Налетчики захватили только часть коллекции, и шоу в итоге состоялась. Конечно, ничего хорошего в ограблении самом по себе быть не может. Однако новость о ограблении выпустили очень многие модные СМИ по всему миру, в том числе российские и далекие от моды.
Кража украшений у Ким Кардашьян, 2016 год
В октябре 2016 году во время Недели моды в Париже ограбили Ким Кардашьян: грабители вынесли из апартаментов звезды драгоценностей на 11 миллионов долларов. Саму Кардашьян связали и закрыли в ванной. Грабителей после удалось найти, а вот драгоценности — уже нет: преступники успели от них избавиться.
Некоторые СМИ потом писали: не инсценировка ли это? Не сама ли Кардашьян устроила это ограбление, чтобы привлечь внимание к своей персоне?
Ограбление студии Christopher Kane, 2007 год
В 2007 году в студию шотландского дизайнера Кристофера Кейна накануне показа вошли неизвестные и похитили 23 предмета из коллекции. И заодно ноутбук, принадлежащий компании. Взлома не было: воры каким-то образом узнали коды от дверей. Отпечатков пальцев тоже не найти не удалось. Кейн дал комментарий Vogue — рассказал, как его расстроило это происшествие.
Популярность Кейна в 2007 году была выше, чем сейчас; на Scottish Fashion Awards его по праву назвали дизайнером года. Не похоже, чтобы дизайнер как-то использовал происшествие в целях пиара. Не потому ли, что это случилось в эпоху до соцсетей?
Фура с сумками Hermes, 2011 год
В августе 2011 года во Франции угнали фуру с сумками Hermes на сумму около 800 тысяч евро. Водитель на какое-то время оставил машину без присмотра, и злоумышленники угнали авто. Кто-то нечестный получил 200 сумок Hermes без всякой истории покупок и контактов с ассистентами.
Происшествие попало в новости и до сих пор будоражит умы: не то дерзостью и какой-то изумительно глупой простотой, не то астрономической суммой ущерба.
Marc Jacobs, 2012 год
«Дорогие коллеги! PR-служба Marc Jacobs с сожалением сообщает, что запланированные на 18 ноября пресс-день и презентация отменяются из-за кражи весенне-летней коллекции», — такое сообщение получили гости показа Марка Джейкобса в 2012 году. В своем твиттере дизайнер написал: «Если увидите где-то в Европе модного шофера, одетого в весенне-летнюю коллекцию 2012 года, сфотографируйте его и позвоните в полицию. Вознаграждение гарантируется».
Уже на заре соцсетей Марк Джейкобс хорошо умел в коммуникацию: он сам сделал из события инфоповод, сам рассказал о событии прессе — так же, как 11 лет спустя сделал Оливье Рустен.
Кражи в модной индустрии случались всегда, но в последние годы пиарщики брендов (а иногда и сами дизайнеры) научились делать из них инфоповоды. Эксперты даже отмечают рост продаж, если событие стало резонансным.
Умение делать из лимона лимонад — ценное качество не только в моде! Что думаете по этому поводу? Пишите в комментариях!