«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха — картина по-настоящему сложная и многогранная, своеобразное послание из XVI века, в котором множество интересных скрытых смыслов и завуалированных образов. Однако знающий человек может её читать как открытую книгу, все образы, которые сейчас выглядят странно и сюрреалистически, для образованных современников Босха были понятными и логичными, хотя и они искренне восхищались богатой фантазией художника. Разберём, что же на самом деле написал Босх и постараемся приоткрыть некоторые тайны этой выдающейся картины.
На левой створке триптиха, которая живописует Рай, написан фонтан жизни — источник всего сущего на земле, однако он осквернён совой, которая символизирует ересь и тьму. Это идея, что жизнь сама по себе уже греховна и грех всегда сопровождает человека, просто из-за факта его существования.
Бог держит Еву за руку, которая при этом скромно потупилась, а рядом Адам, с желанием и восхищением смотрящий на прекрасную Еву. И вот тут уже критика в сторону прекрасной половины человечества.
Получается, Ева уже вкусила запретный плод и познала стыд, иначе просто нечему было стесняться, даже такому библейскому посылу как «Плодитесь и размножайтесь», на что намекают кролики, являющие символом плодовитости. То есть Босх думал, что женщины изначально порочны по своей природе, впрочем, его взгляды разделяли многие мужчины в то время, даже самые просвещённые.
Рай на картине Босха совсем не походит на канонический — хищники там охотно поедают своих жертв, да и чёрные птицы, являющиеся символом греха, пролетают длинной вереницей через полое яйцо, которое символизирует пустую душу безбожника.
Грех существовал уже в раю, иначе бы Ева просто не смогла его познать — невозможно узнать про то, чего нет. Так-то Босх показал себя ещё и критически мыслящим философом, а не религиозным догматиком.
На центральной части картины множество изображений обнажённых грешников в самых вычурных позах. Есть мнение, что Босх был членом секты Адмитов — ребята те являлись большими затейниками по части чувственных удовольствий, а многие обряды проводили в природном, первозданном виде. Но, скорее всего, это только версия, времена тогда были строгие, инквизиция жестоко преследовала всех сектантов, а Босх всё же слишком умён и набожен, чтобы вступить в какую-то секту.
Босх написал грешников без одежды, чтобы точнее отразить их пороки и грехи, как саму человеческую природу невозможно скрыть под фиговыми листами благообразных одежд и видимых приличий.
Кстати, клубника символизировала распущенность, потому и грешники изображены с этими гигантскими ягодами. Так-то смысл «клубнички» идёт из глубины веков, хотя мало ассоциируется с картинами Босха.
В центре картины изображён фонтан вечной молодости, вокруг которого четыре странных сооружения, обозначающие стороны света.
Босх уже в то время довольно скептически относился к астрологии, потому и изобразил целую кавалькаду всадников на различных, чаще всего совершенно неприспособленных для езды, животных и мифических существах вроде единорогов, которые движутся против часовой стрелки, то есть вопреки естественному порядку вещей.
Прозрачные сферы по Босху символизируют эгоизм, люди, как эти любовники просто живут в своём мире, а до всех остальных им нет никакого дела.
Но и долго их отношения продолжаться не могут, согласно старой поговорке «Нет ничего менее долговечного, чем стекло и любовь».
Но особенно Босх дал волю своей фантазии, работая над правой створкой триптиха, изображавшую ад. В центре — меланхоличное чудовище, совершенно невозмутимое, хотя внутри его полого древесного тела некоторые грешники устроили настоящую пивную, которая привлекает совершенно странных и отталкивающий персонажей, вроде мужчины, поднимающего туда по лестнице.
Всё это — попытка Босха заклеймить пьянство, как один из самых страшных грехов. И действительно, алкоголик становится совершенно равнодушным к жизни, его не интересует ничего, кроме бутылки.
Босх не слишком уважал музыку и музыкантов, по его мнению, которое в те времена разделяли многие, она хороша лишь в трактирах и для танцев перед любовным свиданием, потому это легкомысленное развлечение, недостойное серьёзных мужей.
А уж если музыканты исполняли музыку совместно, как в современном полифоническом оркестре, то это явный грех. Потому Босх и изобразил музыкальные инструменты, как настоящие орудия пытки и дело не только в качестве извлекаемой из них музыки
Купить уникальные товары ручной работы или современный арт вы можете на artAlebrio - это международная торговая площадка, объединяющая людей, которые хотят создавать, продавать, покупать и коллекционировать уникальные вещи - покупайте лучшее с нами artAlebrio.com. Выставки, конкурсы, продажи.