Оценка: 8 из 10
Премьера трагикомедии «Фрау» состоялась на первом фестивале актуального российского кино «Маяк». Режиссёр и сценарист: Любовь Мульменко. В ролях: Вадик Королев, Лиза Янковская, Инга Оболдина, Людмила Чиркова, Дарья Коныжева, Максим Стоянов, Алексей Розин и другие.
Возможно ли рассказать историю любви без самой любви? Тема возвышенная, сложная, так и просит искать примеры в классической литературе. И они действительно находятся в творчестве Шарлотты Бронте. В кинематографе первым, что приходит на ум, это история Кинг Конга, чья симпатия к белокурой Энн с самой первой секунды веяла трагедией. Или же история отношений Форреста Гампа и Дженни – была ли вообще там любовь? Те же самые мотивы решила исследовать и (что иронично, учитывая имя режиссёра) Любовь Мульменко, одна из самых уважаемых сценаристок в современном российском кино, чей фильм «Фрау» вошёл в число главных триумфаторов фестиваля «Маяк».
Ваня (Вадик Королёв) – парень из другой эпохи, «ретро-человек», как его назовут чуть позже. Он слушает старые пластинки, обожает рыбалку, засыпает под радио-спектакли о рыцарях, читает стихи, дарит девушкам цветы и мечтает о жене, которую будет кормить и оберегать. Манера разговаривать у него тоже своеобразна: говорит он как литературный персонаж из прошлого века и всех нравящихся ему девушек называет «фрау».
Кристина (Лиза Янковская) – балерина Пермского театра, которая курит, пьёт, ругается матом и встречается с женатым хирургом. Однажды после выступления к ней с букетом васильков и глазами полными любви подходит Ваня, который смотрел балет из зала. Он дарит Кристине букет, рассказывает, каких цветов ещё бывают васильки, и тут же убегает. В однотонном и скучно мире Кристины, где она лишь запасной вариант для своего хирурга и горе-внучка для интеллигентной, деятельной бабушки (Людмила Чиркова), с которой живёт вместе с мамой, знакомство с Ваней резко привносит краски в жизнь глубоко несчастной девушки. Ей надоели «такие как все», и вот она, кажется, нашла своего рыцаря на белом коне, который ходячее определение слова «особенный».
«Фрау» – это в первую очередь выдающийся текст. Любовь Мульменко в очередной раз блистает талантом драматурга, во всей полноте раскрывая многогранность и богатство русского языка. Редко встретишь в отечественном кино диалоги столь остроумные, обаятельные и меткие, как здесь. Но одним лишь благозвучием сценарий не ограничивается. Это и отлично прописанные персонажи, и глубокая психологическая драма, подданная под видом искромётной истории любви.
Вторую режиссёрскую картину ожидаемо наградили на фестивале в Геленджике призом за лучший сценарий, но важно отметить, что после сыроватого «Дуная», вышедшего два года назад, «Фрау» — это заметный шаг вперёд для Любови Мульменко как постановщицы. Детально проработанные композиции кадра, музыка, цвета, режиссура комедийных эпизодов – порой от фильма попросту глаз не отвести, настолько он приковывает к экрану своей оригинальностью во всём.
Немалая в этом заслуга и потрясающе подобранных актёров. Лиза Янковская за свою игру была названа лучшей актрисой «Маяка», но, конечно, главная звезда – это Вадик Королёв, блистательно сумевший передать всю эту чарующую странность персонажа, иногда оборачивающуюся дискомфортной для зрителя тревожностью. Его игра, как и задумывалось сценарием, подразумевает пространство для интерпретаций столь экзотического поведения Вани: это лёгкая форма аутизма, последствия воспитания или его собственный, выработанный годами образ?
Не вызывает нареканий и второй план «Фрау». Бабушкина строгость Людмилы Чирковой говорит много о воспитании Кристины, а мир вокруг Вани прекрасно дополняют фирменная непосредственность Максима Стоянова, сыгравшего коллегу Вани по работе, и пацанский стоицизм Дарьи Коныжевой, её героиня единственная в этом фильме, чьи чувства искренны, но она их банально не умеет выражать.
Любовь Мульменко написала ещё одну жизненную, актуальную историю о сложном мире человеческих взаимоотношений, в котором все персонажи боятся лишь одного смертельного греха из 11 букв – одиночества. Впрочем, как и все мы.
Вадим Богданов, Геленджик, InterMedia