Сижу и разбираюсь как же закрутилась эта история и, что дало старт моего интереса к проекту по строительству лодки. Началось, пожалуй, так….
Летом, где я отдыхаю, в поселке Паричи (Беларусь) есть детская секция академической гребли. Однажды, наблюдая за тренировками, мне пришла мысль: "Почему бы и мне не попробовать погребсти?". Честно говоря, до этого, у меня не было никакого опыта, если не считать детство, когда с мальчишками ходили на речку и могли прокатиться на обычной весельной лодке. В те времена, лодки, в Паричах были в каждой второй семье, весь берег был «усыпан» ими.
Я подошел к тренеру познакомился, попросил попробовать, уговаривать, долго не пришлось. Скажу сразу, ничего путного из этого не вышло, потому что лодку я перевернул сразу. Благо не сломал ничего, потому что иметь такую лодку - удовольствие не из дешевых. Но от своей идеи я не отступился и спустя какое-то время мы уже с Максом (тренером секции) худо-бедно рассекали волны реки Березены́ в «двойке».
Вернувшись в свой родной город, заинтересовался поиском аналогичных гребле-активностей. Однако все, что мне удалось найти, была Федерация гребного слалома Мурманской области, которая находится в Полярных Зорях (220 километров от Мурманска, особо не наездишься). Также удалось познакомиться с мурманским каякером, Андреем Тумановым, после чего мы с ним отправились на прогулку на морском каяке, кстати, советую всем. Ну, а потом началась пандемия, и мое летнее увлечение отошло на второй план.
После пандемии я вновь задался этим вопросом и уже стал искать какие-нибудь альтернативы, связанные с греблей. И альтернатива была найдена, начал ходить в кроссфит-клуб «MFT», где проходили занятия на тренажерах, которые эмитируют греблю, но как вы понимаете это все не то. Ничего, что было бы связано с реальной греблей, в Мурманске я так и не нашел. Но вот, совершенно случайно наткнулся на статью в интернете о том, что в Архангельске проводится Поморская гребная регата, решил написать организатору регаты, им оказался Евгений Шкаруба, он и подсказал контакт земляка Игоря Логинова. Ну, а дальше дело техники. Встретились мы с Игорем в конце июня, он рассказал, что буквально на днях выиграли грант на строительство лодки, на которой планируют отправиться в путешествие летом 2024 года. Как вы понимаете упустить такой шанс я не смог.
Проект называется "Просветительский поход из варяг в персы на поморской шняке и карбасе". Игорь рассказал как они придумали этот проект:
«Идея проекта в восстановлении исторической памяти о водном «пути из варяг в персы», который является самым ранним из трех великих путей Древней Руси, соединявших Скандинавию с Халифатом. Начнется наш поход в Мурманске на берегу Баренцева моря, а закончится в Дербенте на берегу Каспийского моря. Совершим мы его летом 2024 года на традиционных лодках Мурманского берега: карбасе и шняке».
Строить будем Шнеку (шняку) – небольшое парусно-гребное судно, распространены такие лодки были у русского народа на побережье Белого и Баренцева морей. На таких судах поморы отправлялись на рыбный промысел, но также использовали их для набегов. Шняка являлась преобладающим типом промыслового судна вдоль мурманского берега, ловили на ней в основном треску, пикшу, зубатку и палтуса.
На ней же мы отправимся из Мурманска в Дагестан, а это, на секундочку, 3000 морских миль. Пройдем мимо 11 крупных городов России: Казань, Самара, Нижний Новгород, Волгоград. Это интересный проект, в котором я с удовольствием поучаствую.
Если заглянуть в официальную группу музея в «ВКонтакте» то видно, что каждый пост это отдельная дискуссионная площадка, где люди помогают в строительстве советом, делятся своими наработками и идеями.
П.С. Странно, конечно, что в таком городе как Мурманск совершенно неразвит ни гребной спорт, ни любительские объединения на эту тему. Возможно музей арктической лодки станет этаким флагманом развития данного направления, но это всё в будущем, а сейчас мы строим лодку.