Известно ли вам, кто такая Хеди Ламмар? Она, конечно, прославилась как великая голливудская актриса, но, помимо этого, она была талантливой учёной. Благодаря ей появились не только Wi-Fi и Bluetoth, но и система спутниковой связи, которую используют в США. В своё время её безумно любили за красоту, а изобретения редко замечались.
Хедвиг Ева Мария Кислер (её настоящее имя) родилась 9 ноября 1914 года. Ее семья жила в Вене. Её отец работал директором банка, мать Гертруда была пианисткой. Хеди была единственным ребенком. Благодаря отцу у Хеди рано проявился интерес к изобретательству. В пять лет она самостоятельно разобрала и собрала музыкальную шкатулку, чтобы понять, как она устроена.
Когда девушке было 16 лет, она втайне посещала театральную студию, в которую попала, подделав подпись матери. Тогда её и заметил режиссёр Макс Рейнхардт.
Позже Хеди переехала в Германию, где получила первую небольшую роль в фильме "Деньги на улице", а спустя два года прославилась благодаря фильму "Экстаз".
Актриса вышла замуж за одного из своих обожателей, Фрица Мандла. Муж был слишком ревнив и хотел контролировать Хеди во всем. Фриц даже пытался выкупить все существующие копии фильма «Экстаз», чтобы никто не смог смотреть на его супругу.
В итоге, в 1937 году девушка сбежала в Лондон. Там у неё и появился псевдоним "Ламмар". Это была дань уважения актрисе немого кино Барбаре Ла Марр и одновременно отсылка к французскому la mer, что в переводе значит «море».
В Великобритании Хеди познакомилась с директором известной киностудии и с помощью этого знакомства попала в Голливуд. Переехав в США, девушка стала ещё популярнее. По одной из версий, именно она стала прототипом Белоснежки от Уолта Диснея.
Однако, помимо кино, у Хеди был еще один способ самовыражения — наука. В своём доме она оборудовала специальное место для занятий наукой. В актерском трейлере Ламарр был небольшой набор необходимых инструментов, с помощью которых она могла работать над новыми проектами между дублями.
Саму актрису раздражало и расстраивало, что её любили и боготворили только из-за внешности и игнорировали ее ум и страсть к науке. Позже, в интервью 1951 года, Хеди говорила: «Повсюду я вижу, что мужчины отдают дань моей красоте и не проявляют ко мне интереса. Для меня красота — это проклятие».
В 40-е у Ламарр были отношения с бизнесменом и пилотом Говардом Хьюзом, владельцем самолетостроительного завода. Однажды он привел Хеди на производство и признался, что мечтает разработать новую модель самолета, способную развивать большую скорость. Это могло бы заинтересовать Вооруженные силы США. Конечно, Хеди заинтересовалась этим и разработала проект нового самолетного крыла, совместив форму рыбьих плавников и птичьего крыла.
Когда Ламарр показала свои чертежи Хьюзу, он был впечатлен, сказав: «Ты гений».
Когда началась Вторая мировая война, актриса обратилась в Национальный совет изобретателей США и предложила свои услуги, в качестве изобретательницы. Правда, поначалу ей рекомендовали использовать славу и красоту для продажи облигаций оборонного займа. Во время этой акции каждый, кто покупал облигации на 25 тысяч долларов, получал поцелуй самой Хеди Ламарр. Желающих было немало, и таким способом она собрала целых 7 миллионов долларов.
Но актриса знала, что способна сделать гораздо больше, чем продавать облигации. В этот период в Атлантике от атак германских подводных лодок гибли военные и гражданские суда.
Ламарр вспоминала, как бывший муж обговаривал с партнерами проблему дистанционного управления торпедами и невозможность использования для этого радиосвязи. Если передавать координаты цели управляемой торпеде по одной частоте, то корабли противника могут легко перехватить, заглушить сигнал, а то и вовсе перенаправить торпеду на другую цель.
Для согласования передатчика сигнала с приемником Антейл предложил использовать валик механического пианино. Проведя успешные испытания, в августе 1942 года Хеди и Джордж получили на создание «секретных систем коммуникаций».
Они надеялись, что изобретение поможет США в борьбе с противником. Но к идее композитора и актрисы американские военные отнеслись скептически. Представители Военно-морского флота сказали Хеди и Джорджу, что пианино не поместится внутри торпеды. Изобретатели пытались объяснить, что использовать валик от пианино необязательно: можно уменьшить все нужные детали и сделать их компактными, но военные не стали слушать.
Но, всё же, этот метод оценили позже. Он стал основой Milstar, военной системы спутниковой связи США, а также множества беспроводных технологий передачи сигналов, в том числе Bluetooth, GPS и Wi-Fi.
Не смотря ни на что, Хеди Ламмар всё равно считали в первую очередь прекрасной актрисой, нежели изобретательницей, и на своём изобретении она ничего не заработала.
И в 50-х её карьера пошла на спад. Сама Хеди говорила, что это из-за того, что за ней ухаживал влиятельный человек этой отрасли, а она ему отказала.
Вскоре, она переехала в Нью-Йорк, где и провела остаток жизни, проводя время с детьми и внуками. Актриса старалась сторониться прессы.
«Я устала быть в центре внимания», — объясняла она.
А настоящее признание в сфере науки она получила только в 90-х годах. Её наградили научной премией и признали заслуги женщины, на что она язвительно отозвалась: "Надо же, я внезапно оказалась умной".
19 января 2000 года великая Хеди скончалась. Посмертно её включили в Национальный зал славы изобретателей.
Всё-таки, Хеди Ламмар внесла свой вклад не только в кинематограф, но и в науку.
«Мозги людей интереснее, чем внешность» - Хеди Ламмар