КТО ТАКИЕ «СОЧЯНДЫ»
«В Сочи, где царила полня беспросветность, а затем земельная спекуляция это было почти единственное место, где мерцал светлый огонек. У Екатерины Павловны ( Е.П. Майкова основательница и владелица первой в Сочи книжной библиотеки) были почти все интересные повести по литературе которыми она доверчиво снабжала почти каждого, приходящего. До сих пор студенты и курсистки,попавшие на продолжительное время в Сочи, пользуются бесплатно всеми книгами Два-три года тому назад Народный дом был единственным местом, где сочинцы могли собираться вместе в более или менее значительном числе. Здесь устраивались спектакли,давали концерты, читались лекции, собирались митинги... В 1905 году он служит деятельности Благотворительного общества. Отдельное театральное здание при гостинице «Ривьера» хорошо обставлено. Масса света и воздуха. Жаль, что оно находится далеко от города, что особенно неудобно при разъезде. Второй театральный зал и сцена устроены при Общественном клубе. Это в городе…Постоянной труппы в Сочи нет, но любительские спектакли даются довольно часто и почти всегда с благотворительными целями. Сочянды охотно откликаются на призыв, и сборы всегда получаются довольно значительные. Во время сезона принимают участие даже столичные знаменитости.В Сочи существует сравнительно значительное количество различных обществ. Перечень существующих в Сочи обществ указывает на развитие общественности и деятельности горожан. В недавнее время жизнь била ключом. И не было той резни, которая проявилась теперь. Расслоение проникло вглубь и пока нет надежды, что деятельность обществ вновь свяжет все городские силы. Население Сочи в зимнее время 3-4 тысячи, а летом достигает 8- 10 тысяч, Главную часть населения до 70 % составляют русские, а затем идут другие народности имеретины, мингрельцы, грузины, эстонцы, татары, армяне, турки, немцы, персы, греки, евреи, чехи и молдоване».
Дороватовский С. "Сочи и Красная Поляна с окрестностями. Путеводитель": 1911 год
В это время формируется архитектурный облик Сочи как города-сада с парковыми ансамблями. Культурная жизнь в первой половине 20-го века в небольшом городе соответствовала его желаемому статусу, как «Кавказской Ривьеры». Гастролировали артисты Московской оперы. В Сочи был популярен постоянно действующий драмкружок – любительский театр. Им руководил акцизный чиновник, в прошлом артист Глеб Евгеньевич Котельников (Глебов). Любительские спектакли ставились в Народном доме Общества пособия бедным. Вот что пишут местные газеты того времени «Зал был человек на 200, сцена очень маленькая, никакого фойе не было, публика в антрактах выходила на улицу. На углу улиц Орджоникидзе и Театральной находилось просторное здание «Общественного собрания». В нем был театральный зал с хорошей сценой, »весьма приличный» ресторан, бильярдная и читальня. В Общественном собрании появилась своя театральная труппа, состоявшая из актеров-любителей и профессионалов. Постановки быстро сделались популярными в Сочи, о них говорили, они были интересны самым различным слоям зрителей. Вот что пишет газета «Сочинский листок» 14 июля 1914 года в Общественном собрании состоялся литературно-музыкальный вечер, посвященный памяти А.П. Чехова. В разгар 1-й Мировой войны прошел особый вечер-благотворительный концерт, все средства от которого должны были быть направлены помочь детям воинов , сражающихся на фронтах. В программе значились мелодекламации, их названия: «Два орла», «Сон кайзера», «Братские могилы», «Песня казака». После революции в здании Общественного собрания разместили музей истории города Сочи. В конце двадцатых – начале тридцатых годов в Сочи работал клуб «Нацмен» (национальных меньшинств), в котором проводились доклады, беседы, вечера, спектакли на национальных языках, показывались кинофильмы. В зрительном зале клуба было 300 мест, директором его был армянин по фамилии Сирванян. При клубе имелась библиотека, работали кружки: драматический, физкультурный, шахматный, шашечный. Была своя киноустановка. Кинофильмы показывали ежедневно, кроме выходных. Во время киносеансов зал обычно заполнялся полностью. Рабочим и колхозникам делалась скидка на билеты до 50%. Кинопередвижка клуба обслуживала весь сочинский район. В колхозах фильмы показывались бесплатно. Не все могли позволить себе регулярное посещение театра и кино: у одних – особенно у женщин – не было на это времени, а у многих не было на это свободных денег. Не всем нравился репертуар кино и театра, и у многих не было привычки после долгого трудового дня искать полезный отдых и полезные развлечения. У работающих мужчин заметную величину времени составляли занятия спортом. Сочинское «интеллигентное сословие»-это были представители известных в России фамилий, численно сократилось в 20-е годы. Многие были высланы, часть -арестована, другие эмигрировали. Рабочие и колхозники по статистике составлявшие больший процент населения советского Сочи, уже не относилась к «сочяндам». Ведь по определению данному историком Дороватовским, «сочянды» владели средствами, располагали временем для саморазвития.Лишь гораздо позже, с развитием города как курорта стала отчетливо формироваться «прослойка». Появились учреждения культуры, их сотрудники, штат.«Культуртргеры»Сочи известны по именам: В.Ватагин, И.Шмелев, Д.Гершфельд, В.Барсова,другие. Но, вероятнее всего,«сочянды» как вид- это продукт времени.