Конспект занятия является частью системы работы по формированию элементарных математических представлений у воспитанников младшей группы детского сада; конспекты представлены последовательно на канале ОбРаз.
В конспектах подробно описываются слова и действия педагога в соответствии с методикой ознакомления детей дошкольного возраста с основными математическими понятиями.
Занятие № 9.
Задачи:
Формировать представление о (об):
· геометрических фигурах на основе зрительного и осязательно-двигательного обследования (треугольник);
· словесном обозначении в активной речи геометрических фигур (треугольник).
Развивать умение:
· различать, называть и обследовать осязательно-двигательным путем геометрические фигуры: треугольник;
Продолжать развивать умение:
· сравнивать предметы по длине приложением и наложением; обозначать результат сравнения словами «длиннее - короче»; показывать параметры величины предмета (длина);
· различать и называть квадрат;
· отвечать на вопрос «сколько?» словами «много», «один», «два»;
· ориентироваться на себе, выделяя правую и левую руку;
Воспитывать:
· интеллектуальные чувства, культуру познания;
· чувство уверенности в себе, комфорта в окружающем.
Демонстрационный материал: «Чудесный мешочек»; две дорожки из линолеума (или обойной бумаги) одинаковой ширины, но разной длины; модели треугольника и квадрата разного цвета.
Раздаточный материал: квадраты и треугольники (по одному для каждого ребёнка), по пять мелких игрушек (ёлочек) для каждого ребёнка
Ход занятия.
1. – Дед Мороз спрятал у нас в группе «Чудесный мешочек». Чтобы его найти надо пойти по длинной дорожке.
Воспитатель обращает внимание на две дорожки (дорожки одинаковой ширины, но разной длины).
- Посмотрите, у нас на полу две дорожки. Они одинаковые по длине? (нет)
- По какой дорожке нам надо пойти, чтобы найти «чудесный мешочек» Деда Мороза? (по длинной).
- Как узнать, какая дорожка длиннее? (приложить одну дорожку к другой).
Воспитатель просит детей помочь ей. Дети с воспитателем прикладывают дорожки друг к другу; обращают внимание на то, что с одной стороны концы надо подравнять.
- Какая дорожка длиннее? Проведите по ней пальчиком.
- Покажите короткую дорожку.
- По какой дорожке нам надо пойти?
- Давайте положим дорожки на место.
Воспитатель с детьми укладывают дорожки на прежние места.
- Пошли по длинной дорожке…. Где же мешочек?
Воспитатель достаёт спрятанный мешочек.
2. – Интересно, что лежит в мешочке.
Дети садятся за столы.
Воспитатель вынимает и показывает квадрат.
-Как называется эта фигура? Какого он цвета?
- Как Дед Мороз узнал, что нам на занятии нужен квадрат? Он же волшебник!
- Покажите свой квадрат.
Дети выбирают квадрат среди фигур, расположенных у них на столе.
- Назовите эту фигуру. Ваня, как называется эта фигура?
- В мешочке ещё что-то есть.
Воспитатель достаёт треугольник.
- Как называется эта фигура?
Если дети не называют, то воспитатель называет фигуру сам.
- Это треугольник. Какого цвета треугольник?
- Покажите свой треугольник.
- Назовите эту фигуру. Катя, как называется эта фигура?
Воспитатель закрепляет свой треугольник на доску.
- Посмотрите, как я пальчиком обведу треугольник.
Воспитатель на доске обводит фигуру по контуру: «Пальчик пошёл по одной стороне…стоп - уголок; пальчик повернул…пошёл по другой стороне…стоп- ещё один уголок, даже укололся...веду пальчиком дальше.. ещё один уголок…»
- Как называется фигура, которую я обвела? (треугольник). Обведите вы свои треугольники.
Дети обводят пальчиком контур треугольников.
- Как называется эта фигура? (треугольник)
- Попробуйте прокатить треугольник. Почему он не катится?
- Возьмите треугольник в правую руку, а квадрат – в левую руку.
- Что у вас в левой руке? правой руке?
3. – Дед Мороз сказал, что если мы пойдём по короткой дорожке, то придем в сказочный лес. Берите с собой квадраты и треугольники. Пойдём по короткой дорожке.
Дети переходят к другому столу, на котором расставлены ёлочки (раздаточный счётный материал).
-Положите свои фигуры на стол. Поможем Деду Морозу посадить ёлочки. Поставьте на треугольник одну ёлочку.
- Сколько ёлочек ты поставил на треугольник?
- Поставьте на квадрат две ёлочки.
- Сколько ёлочек ты поставил на квадрат?
- На какой фигуре стоит одна ёлочка?
- На какой фигуре стоит две ёлочки?
- Какой красивый лес у нас получился. Сейчас сюда прибегут лесные зверюшки встречать Новый год.