Найти тему
Живу в Коми

«ЛИБО ТЫ МЕДВЕДЯ, ЛИБО ОН ТЕБЯ…»

Оглавление

История поселка Кедровый Шор Печорского района Коми

Часть 2

Иеромонах Димитрий

И вдруг среди фотографий бывших узников, их писем и воспоминаний я увидела пожелтевшую газету «Ленинец» – было такое в Печоре городское общественно-политическое издание в прошлом веке.

Иеромонах Димитрий с монахиней Елизаветой. Фото из архива газеты "Ленинец"
Иеромонах Димитрий с монахиней Елизаветой. Фото из архива газеты "Ленинец"

Она была открыта на статье настоятеля православного молитвенного дома в городе Печоре – иеромонаха Питирима – с заголовком «Иеромонах Димитрий». Конечно, я решила, что сейчас подробнее узнаю о представителе православного духовенства из числа невольников кедровошорского лагеря.

Но каково же было мое удивление, когда я прочла о том, что иеромонах Димитрий даже не был заключенным лагеря, его просто привезли в Кедровый Шор и оставили на пустом месте.

Осужденному по 58-й статье батюшке сказали: «Борись: или ты медведя, или медведь тебя». Дали два мешка муки, топор, пилу, две лопаты (штыковую и совковую), коробку спичек да бочку для воды», – эти сведения сообщила автору статьи жительница поселка Мария Ильинична Дмитрук.[1]

К сожалению, даже в то время, когда еще были живы очевидцы событий, никто не смог сообщить о том, где подвизался отец Димитрий до ссылки. Известно было только то, что родился батюшка в 1893 году в городе Екатеринодаре (нынешний Краснодар).

А вот подробности его выживания на месте ссылки сохранились на тот момент – 1991 год – в памяти людей, лично знавших батюшку, о чем они и рассказали иеромонаху Питириму.

Первую ночь иеромонаху Димитрию пришлось пережить на ветвях, постланных в двухметровой, наспех выкопанной землянке. В последующие дни она приобрела уже крестообразный вид, была отделана бревнами небольшой толщины. Вход был сделан через крышу. В этой же двухскатной крыше из кругляка было и окно.[2]

Со временем, как сообщает далее автор статьи, батюшка стал запасать грибы и ягоды на зиму и изучать местность. И вот однажды встретил расконвоированных и от них узнал о том, что в лесу находится лагерь.

Среди бывших узников лагеря было немало верующих людей, которые стали поддерживать пастыря в беде – носили продукты и даже свежее молоко.

Когда из вольнонаемных образовался поселок, и вовсе началась полноценная христианская жизнь. Землянка батюшки стала своего рода церквушкой.

Церковь под спудом

А потом… стала приходить почта, и батюшка из Загорска от братии получил посылки с подрясником, ризой, мантией, чашей для Причащения, а также с Причастием в сухом виде.

И вот христиане стали приходить на службы по субботам (утром и вечером) и в воскресенье по утрам. Службы совершались до начала работы с 6 до 8 часов. Вечерние – с 18 до 20 часов.

По правую сторону землянки становились 8–10 мужчин, по левую – 15–20 женщин. За чтецов и певцов были местные жительницы Мария Ильинична, Елизавета Ивановна и Вера Семеновна.

Автор статьи также описывает, как проходило в землянке Пасхальное богослужение в 1944 году. Когда уже были освящены куличи и яйца, один литовец вышел из землянки и произвел «салют» из охотничьего ружья. Участковый Власов угрожал ему даже печорской тюрьмой, если такое хоть раз повторится.

Но и после этого службы продолжали совершаться. В землянку приходили люди всех национальностей: русские, украинцы, латыши, литовцы и многие-многие другие.

В «церквушке» стали проходить и крестины. Для этого муж Марии Ильиничны, кузнец, приварил к самому обычному тазу трехножку.

По окончании службы все желающие могли исповедаться и причаститься. А напоследок батюшка увещевал всех: «С терпением переносите страдания, не плачьте, ибо все испытания нам даны от Бога…»[3]

Наталья Прокофьева.

Продолжение следует.

[1] Питирим (Волочков), иеромон. Иеромонах Димитрий// «Ленинец». – 1991 – № 128.

[2] Там же.

[3] Там же.

Часть 1: https://dzen.ru/a/ZSatTLqcv2E0oBRD?referrer_clid=1400&