Большинство из нас сталкивается с полотнами художников преимущественно в музейных залах и галереях, но есть люди, для которых произведения искусства становятся неотъемлемой частью жизни и отражением их внутреннего мира.
О роли коллекционеров в истории, популяризации современного искусства, важности профильных ярмарок и частных фондов во взаимодействии между художниками, галеристами и коллекционерами, участники фестиваля «Друзья Петербурга» узнали в рамках открытого разговора, состоявшегося в Центральной городской публичной библиотеке имени В.В. Маяковского.
Один из проектов, способствующих формированию нового художественного сообщества в городе на Неве и за его пределами, — ярмарка искусства «1703», которую второй год на площадке Центрального выставочного зала «Манеж» организует ПАО «Газпром». Директор ярмарки Алиса Преснецова обратила внимание, что в этом году мероприятие стало международным: помимо работ из коллекций ведущих галерей Москвы и Петербурга, гости могли приобрести картины, привезённые из стамбульской галереи «Амбидекстер».
«На ярмарке „1703“ мы можем видеть срез современного искусства, которое происходит здесь и сейчас: то, что будоражит художников, над чем они рефлексируют, о чём думают в данный момент. Также желающие могут узнать о новых именах в мире искусства из цикла лекций, который мы запустили с сентября текущего года».
Алиса Преснецова
В свою очередь арт-директор петербургской Marina Gisich Projects Галина Леонтьева рассказала, каким образом вокруг галереи формируется свой круг художников и коллекционеров, почему галерист должен влюбляться в мировоззрение творцов, которых он отбирает и как реализуются коммерческие проекты. Она подчеркнула, что тематические ярмарки наряду с галереями способствуют продвижению современного искусства и появлению новых коллекционеров, жаждущих открыть для себя новый мир и осмыслить наиболее прогрессивные идеи, кружащиеся в обществе.
«Встреча будущего коллекционера с искусством может произойти не только в галерее, однако она является неким первичным фильтром обработки – продюсерским центром, продвигающим свой пул художников на основе насмотренности, экспертности и вкуса галериста. Это очень репутационный бизнес, построенный прежде всего на отношениях, предполагающий работу на будущее и сложный отбор. Особенно если мы говорим про современное искусство, которое только нащупывает новые визуальные формы. Ты должен доверять человеку, выбравшему никому неизвестного, очень смелого и непонятного художника, чьи работы невозможно осмыслить при первой встрече. Поэтому очень важно, чтобы галерист не оттолкнул зрителя снобизмом или тяжеловесным объёмом концепций, а прежде всего рассказал, какие идеи движут художником».
Галина Леонтьева
За последние 10-15 лет в России появилось поколение людей, которые прежде всего обращают внимание на уникальность картины, а не на узнаваемость создавшего её художника. Но многие начинающие собиратели совершают ошибку, когда импульсивно покупают приглянувшиеся им «комфортные» полотна вместо произведений, дающих почву для размышлений.
Желая сделать современное искусство с характерной для него борьбой мировоззрений неотъемлемой частью своей жизни, важно не торопиться, дав себе время на его изучение. В этом случае человек начинает ощущать всю глубину высказывания художника, а вместе с умением интуитивно выбирать экспонаты для коллекции приходит истинное удовольствие и счастье от обладания той или иной вещью.
Так, посещая ярмарки и галереи, опытные коллекционеры приходят с записными книжками и поначалу просто отмечают понравившиеся им работы. Затем —расспрашивают экспертов о художнике и его произведениях и только потом, проанализировав собственные ощущения и мысли, принимают решение о покупке.
При этом, окружая себя предметами искусства, человек получает неисчерпаемый источник вдохновения и со временем уже не представляет себя отдельно от них, превратив своё увлечение в «театр собственной жизни».
«Но важный момент для любой коллекции — она существует, пока есть владелец. И что будет с ней потом — это очень тонкий болезненный момент для любого коллекционера, поскольку выбранные им произведения становятся отражением, квинтэссенцией определённой личности. Мне кажется, что после утраты владельца любая коллекция должна в неизменном виде переходить в какой-то музей. Но для этого должна быть продуманная, чётко выстроенная система поддержки, бонусов и привилегий для патронов. Ведь самое важное для любого коллекционера — чтобы его коллекция продолжала жить и выставляться, а он был частью этого процесса».
Галина Ленотьева
Также спикеры обсудили, чем петербургские коллекционеры и галереи отличаются от московских. По наблюдениям арт-директора Marina Gisich Projects, последние находятся в состоянии острой конкуренции, в то время как петербургскими, напротив, движет стремление к единению, взаимодействию и диалогу.
Такой созидательный подход вселяет надежду, что со временем количество ценителей современного искусства и художников, которые получили возможность быть услышанными, станет ещё больше.
- ПАО «Газпром», организатор фестиваля «Друзья Петербурга», оказывает поддержку театрам и музеям, участвует в восстановлении историко-культурного наследия.
- С 5 по 8 октября в рамках фестиваля «Друзья Петербурга» действовали 38 площадок: музеи, галереи, выставочные и концертные пространства, а также ведущие вузы города. В программе было более 250 мероприятий — концерты и представления, мастер-классы, экскурсионные маршруты по городу и музеям, дискуссионные сессии при участии экспертов в сфере культуры, архитектуры и урбанистики, — которые можно было посетить бесплатно после регистрации.
- Главная миссия многофункционального социального проекта ПАО «Газпром» «Друзья Петербурга» — содействие в сохранении культурного наследия и исторической идентичности Петербурга в современном мире.