Найти тему
Оружейникофф

Легкие танки H35 и H39: французские танки на службе у Гитлера

Оглавление

Франция занимала лидирующие позиции в довоенное время, и, надо сказать, французские танки были хороши для своего времени. К сожалению, много французской бронетехники, после капитуляции Франции в 1940 году, перешло на службу гитлеровской Германии. Сегодня мы поговорим о интересных легких танках H35 и H39.

Танк H35
Танк H35

История создания

К началу войны Франция пришла с почти 6700 танками, больше было только у СССР и Германии, причем у немцев из 8,3 танков 3,6 были чехословацкого, и, собственно, французского производства, а своих, немецких танков было примерно столько же, как и у французов. По легким танкам Франция опережала Германию, 3,8 тыс. против 2,8 тыс., однако у немцев было почти 1,9 тыс. средних танков, когда у Франции чуть более 430. Зато у Франции было в строю 403 тяжелых танка, а у немцев всего 5.

Танк Renault FT-17
Танк Renault FT-17

Однако в начале 30-х годов во Франции с танками обстояло все грустно. Морально и технически устаревшие Renault FT уже сложно было назвать танком, а поскольку они составляли основу танкового парка, и на фоне усиливавшейся Германии, нужно было срочно что-то делать.

Справка. «Н» в названии танка означает первую букву компании-производителя – Hotchkiss, «35» и «39» - годы создания и модернизации.

Легкий танк Char D1 от Renault так и не смог в 1932 году прийти на замену FT. Слабый 65-сильный двигатель не мог предложить высокой подвижности и скорости, 18 км/ч по шоссе – это не о чем. Слабое 30-мм бронирование уже не могло обеспечить защиту даже от 25-мм пушки. Кроме того, Char D1 был достаточно дорогим.

Оценив аховую ситуацию, многие французские компании начали предлагать свои проекты танков, в основном странных и не реальных.

В итоге, в 1933 году правительство объявило конкурс на создание танка, он должен быть максимально дешевым, с броней 30-мм, до 6 тонн веса, вооружен пушкой 37-мм и двумя пулеметами. В конкурсе приняли участие аж 14 фирм, но интересны только две – Hotchkiss и Renault.

Танк R35
Танк R35

«Рено» справились быстрее, в декабре 1934 года прототип Renault ZM начал испытания. Это был… необычный танк, весом 7,5 тонн и с двигателем 82 л.с. Тесный боевой отсек и небольшой боезапас, а также не соблюдения веса в 6 тонн, в общем, танк не пришелся ко двору военным. Вооружение – два пулемета в башне.

«Гочкисс» дебютировали в январе 1935 года, и тоже не лучшем образом. Безобразие без башни, весом 8,5 тонн, оснащенный 78-сильным двигателем. Вооружение – пулемет. Собственно, поскольку «Гочкисс» никогда ранее не занимался созданием танков, в отличии от «Рено», то им простительно.

Безобразие от "Гочкисса"
Безобразие от "Гочкисса"

Так или иначе, оба прототипа были забракованы военными. Требования к новым танкам слегка изменились, теперь танк может весить более 6 тонн, однако толщина брони должна быть не менее 40 мм и машина должна быть обязательно вооружена 37-мм пушкой.

Ввиду отсутствия времени, башню для новых танков «Рено» и Hotchkiss взяли от танка APX, сам танк не пригодился военным, однако башня вышла хорошей.

И в 1935 году обе фирмы представили свои образцы – Н35 от «Гочкисса» и R35 от «Рено».

H35 опять вышел не очень, броня не дотягивала до требуемой толщины – 34 мм, двигатель остался прежним 78-сильным, при том что масса возросла до более 10 тонн.

H35
H35

H35 в серию

R35 почти соответствовал требованиям, и был принят в серию в качестве танка поддержки пехоты, а H35 не рискнув участвовать в конкурсе для пехоты, выиграл конкурс кавалерии. В принципе, Н35 взяли в серию вынужденно, не имея ничего лучше.

Танк S35
Танк S35

Точнее был, это S35 от фирмы Somua, 19-тонный танк с броней 35-36 мм и с довольно мощной пушкой 47-мм. Танк вышел удачным и надежным, в отличии от Н35, однако Франции требовались дешевые машины, а S35 этому требованию не отвечал. Кроме того, мощности Somua не позволяли наладить массовый выпуск танков.

-7

И в ноябре 1935 года правительство заказало 200 танков Н35, затем еще 100. А чуть позже еще 100 машин уже для пехоты – «Рено» не успевало насытить пехоту своими R35.

От H35 к H39

То, что танк H35 вышел сырым и ненадежным понимали не только военные, но и сами производители, которые стремились улучшить машину без существенного удорожания. В 1937 году «Гочкисс» попытались установить в танк 117-сильный двигатель от гоночного автомобиля, на которых они и специализировались, однако трансмиссия не выдерживала увеличенной нагрузки, и конструкторы принялись к более масштабным переделкам. В 1938 году удалось создать модернизированный, а по сути – новый танк Н39. Толщину брони увеличили до 40 мм, установили новый 120-сильный двигатель, поменяли трансмиссию.

Танк H39
Танк H39

Танк возрос до 12 тонн, но вышел более подвижным и скоростным – до 36 км/ч по шоссе. 18 февраля 1939 года танк был принят на вооружение. Причем танк сменил заказчика, с кавалерии на пехоту. В 1940 году провели масштабную модернизацию, сменив устаревшие пушки SA 18 37-мм на более мощные, такого же калибра. Правда, успели модернизировать только 800 танков из 1200 выпущенных. Также танки оснастили приспособлением для преодоления окопов и ящиком ЗИП.

Танк H39 пришелся по вкусу немцам
Танк H39 пришелся по вкусу немцам

Заключение

Хотя танк H35 поначалу оказался не совсем удачным, и от него плевались военные, в итоге он стал вполне приемлемым и современным легким танком, при этом недорогим и массовым. Лучшим доказательством этого служит тот факт, что немцы с удовольствием использовали трофейные H39 и S35 для своих нужд.

-10