Найти тему
Ясно Понятно

Кончился бензин: почему в России случился топливный кризис и как с ним бороться?

Оглавление

Резкие шаги правительства по прекращению экспорта топлива, а также готовность властей пересмотреть свое прежнее решение по сокращению топливных субсидий к середине октября остудили топливный рынок. Но почему до этого топливо в России начало исчезать с АЗС, а цены взлетели? И насколько принятые меры будут работать в долгосрочной перспективе.

Всё и сразу

Начавшийся летом топливный кризис неожиданно стал наиболее острым за последние годы, впервые в современной истории заставив власти перейти от угроз ограничения экспорта нефтепродуктов к его реальному запрету. К тому моменту, как в правительстве пошли на эти беспрецедентные меры, чреватые рисками для нефтепереработки, оптовые цены на бензин и дизтопливо вдвое превысили показатели начала года, а розничные цены росли существенно выше инфляции, пишет «Коммерсант».

Причиной кризиса в Минэнерго называют рыночную конъюнктуру. Но в нефтеперерабатывающих компаниях видят главным фактором решение Минфина сократить демпферные выплаты НПЗ. Это субсидии за поставки топлива на внутренний рынок по ценам более низким, чем равнодоходная цена экспорта

Кроме того, рынок в 2023 году ожидал затяжных ремонтов НПЗ из-за того, что ЕС в прошлом году ввел санкции на поставку оборудования и технологий. Наконец, спрос на топливо этим летом, видимо, вырос на фоне активизации внутреннего туризма и перевозок в новые регионы.

Совокупность этих факторов привела к тому, что на протяжении последних месяцев стоимость топлива на бирже непрерывно росла и достигла исторического пика в сентябре: 70 тыс. руб. за тонну АИ-92 и 76 тыс. руб. за тонну АИ-95.

Жесткие меры

Правительство с июня начало обсуждать меры, которые могли бы сдержать рост биржевых котировок топлива, однако до самого последнего времени ограничивалось словесными интервенциями.

Но 21 сентября правительство неожиданно — впервые в современной истории — ввело полный запрет на экспорт бензина и дизтоплива, что очень быстро привело к снижению биржевых котировок примерно на 20%.

Уже к началу октября стало понятно, что НПЗ европейской части страны грозит скорое затоваривание по дизтопливу, поскольку хранилища «Транснефти» были практически заполнены. Над отраслью нависла угроза сокращения переработки.

Тогда 6 октября правительство сняло ограничения на экспорт дизтоплива, но только по трубопроводам. Для бензина ограничения сохранились, и когда они будут сняты, неясно.

Спасительный демпфер

Одновременно власти решили отказаться от сокращения демпфера вдвое и восстановить его задним числом с 1 октября. Поскольку в сентябре НПЗ не получили демпфер вообще (в том числе урезанный) из-за того, что оптовые цены слишком сильно выросли, образовалась «экономия» в размере 150 млрд руб. По словам аналитиков, восстановление демпфера обойдется бюджету в октябре — декабре в 300–350 млрд рублей.

Корректировка демпфера решила на данный момент проблемы рынка, говорят эксперты. Даже в условиях запрета на экспорт поставки топлива на внутренний рынок стали выгоднее поставок на экспорт.

Один из собеседников «Коммерсанта» потенциально видит необходимость в увеличении демпфера, по крайней мере, для бензина, чтобы устранять дисбаланс между экспортной альтернативой и ценой внутреннего рынка.

Кроме того, по его мнению, можно пересмотреть постоянный рост акцизов на бензин и дизельное топливо, что позволит увеличить рентабельность участников рынка при неизменной цене на заправках.

Спасибо, что дочитали до конца

Ставьте 👍 — это важно для нас

Не забудьте подписаться на канал