Дорога в космос – один из наиболее грандиозных проектов, задуманных человеком. Мечта о полете так или иначе прослеживалась на протяжении всей истории человечества. Однако настоящей целью полет в космос стал совсем недавно.
Константин Циолковский известен нам как великий ученый и «отец космонавтики». Он разработал теоретические вопросы космонавтики, стал основоположником теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей. Циолковский первым изучил вопрос о возможности создания космической ракеты, рассмотрел вопросы о медико-биологических проблемах, которые возникают при длительных космических полетах.
Ещё будучи в Москве у меня возник такой вопрос: нельзя ли применить центробежную силу для того, чтобы вылететь за атмосферу, в небесные пространства? И я придумал такую машину… Я был в таком восторге от своего «изобретения», что не мог усидеть на месте и пошел развеять душившую меня радость на улицу. Бродил ночью несколько часов по Москве, размышляя и проверяя свое открытие. Но, увы, я скоро понял, что заблуждаюсь: будет трясение машины, и только, – ни на один грамм ее вес не уменьшится! Однако недолгий восторг был так силен, что я всю жизнь видел этот прибор во сне – я поднимался на нём с великим очарованием.
За свою жизнь Циолковский написал около 400 научных работ, посвященных вопросам ракетостроения. Первый проект межпланетной ракеты Циолковский предложил ещё в 1903 году. Несмотря на все свои достижения в науке, Циолковский большую часть времени отдавал преподаванию. Он писал: «Я был страстным учителем и приходил из училища сильно утомленным, так как большую часть сил оставлял там. Только к вечеру я мог приняться за свои вычисления и опыты».
Путь к учительству
Путь к преподаванию Константина Эдуардовича Циолковского был довольно трудным. В 16 лет Циолковский по наставлению отца отправляется в Москву для поступления в техническое училище. Однако поступить туда он так и не смог, так как не имел необходимого уровня образования. На тот момент Циолковский окончил только три класса в Вятской гимназии. Он не смог продолжить образование в гимназии из-за глухоты, наступившей в детстве из-за скарлатины. После неудачи в поступлении он решил обучаться сам. С согласия и при поддержке отца он остался в Москве и приступил к самообразованию.
Я получал из дома 10-15 рублей в месяц. Питался одним черным хлебом, не имел даже картошки и чаю. Зато покупал книги, трубки, ртуть, серную кислоту и прочее. Я помню отлично, что, кроме воды и черного хлеба, ничего не было. Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 коп. хлеба
За несколько лет Циолковский самостоятельно освоил множество дисциплин. Он интересовался точными науками, много читал в Публичной библиотеке.
Я проходил первый год тщательно и систематически курс начальной математики и физики. Часто, читая какую-нибудь теорему, я сам находил доказательство. И это мне более нравилось и было легче, чем проследить объяснение в книге… На второй же год занимался высшей математикой. Прочел курс высшей алгебры, дифференциального и интегрального исчисления, аналитическую геометрию, сферическую тригонометрию и прочее…
Решив стать учителем, К.Э. Циолковский подал заявление в Рязанскую мужскую гимназию с просьбой принять от него экстерном экзамены. Константин Эдуардович вспоминал: «Первый устный экзамен был по закону божию. Растерялся и не мог выговорить ни одного слова. Увели и посадили в сторонке на диванчик. Через пять минут очухался и отвечал без запинки. Далее со мной уже этой растерянности не было.»
Циолковский успешно сдал экзамены и 29 октября 1879 г. получил свидетельство учителя математики уездного училища.
В Боровске учителем
24 января 1880 г. канцелярия попечителя Московского учебного округа уведомила Циолковского, что он «определен исправляющим должность учителя арифметики и геометрии в Боровское уездное училище, а потому надлежит отправиться к месту служения в г. Боровск Калужской губернии» В течение 12 лет К.Э. Циолковский жил и работал в г. Боровске.
«Уроки Циолковского всегда оставляют по себе весьма приятное впечатление. Его приемы преподавания просты и практичны, оживляют и заставляют быть внимательными учеников во все время уроков... Циолковский предан своему делу и продолжает свое самообразование…» – отчёт смотрителя Боровского училища Ильи Любимова.
В 1892 году Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии. С 1899 года Циолковский преподавал дополнительно физику в женском епархиальном училище – закрытом учебном заведении для детей духовенства.
Мне предложили уроки физики в местном женском епархиальном училище. Я согласился, а через год ушел совсем из уездного училища. Уроков сначала было мало, но потом я получил еще уроки математики. Приходилось заниматься почти со взрослыми девушками, а это было гораздо легче… Здесь не преследовали за мои хорошие отметки и не требовали двоек.
Константин Эдуардович старался не ставить плохих оценок, к чему Руководство Реального училища относилось с предубеждением. В автобиографии Циолковский писал: «Там были недовольны тем, что у меня не вышло ни одной годовой двойки».
Циолковский прекратил работу в школе в 1921 году по состоянию здоровья. Но сорокалетняя педагогическая деятельность Циолковского на этом не закончилась. Константин Эдуардович встречался со школьниками в учебных заведениях, в клубах, во Дворцах пионеров, в пионерских лагерях. Он выступал с лекциями, проводил беседы, помогал в организации выставок.
Педагогические идеи
Начиная с 1915 года Циолковский пишет множество трудов, связанных с социальным переустройством общества. В этих работах он также много говорит об образовании, о необходимости избавления от старых принципов педагогики. Константин Эдуардович предлагает «курсы знаний», которые «отличаются по силе и характеру» в зависимости от уровня интеллектуального развития. Он настаивает на необходимости использования опыта и практического знания на уроках.
При ведении уроков Циолковский применял собственные оригинальные методы, главным из которых была наглядная демонстрация – Константин Эдуардович делал бумажные модели многогранников для уроков геометрии, вместе с учениками проводил многочисленные опыты на уроках физики, чем заслужил славу преподавателя, хорошо и понятно объясняющего материал, на занятиях с которым всегда интересно.
Свой интерес к педагогике и к проблемам воспитания Циолковский объяснял так: «Я интересовался больше всего тем, что могло прекратить страдания человека, дать ему могущество, богатство, знание и здоровье».
Воспоминания о великом ученом и педагоге
«Константин Эдуардович Циолковский принадлежал к той редкой категории людей, которые всю свою жизнь отдают любимой идее и, не взирая на окружающие тяжелые материальные условия, не изменяют ей, перенося большие лишения», – отмечал в своих воспоминаниях А. Л. Чижевский, считавший себя его учеником.
«Никто из нас тогда, конечно, не знал, что уроки физики и математики у нас преподает гениальный человек, будущий мировой ученый... Нас привлекала и тянула к Константину Эдуардовичу прежде всего доброта. Он старался вложить в нас серьезные знания и радовался толковым и хорошим ответам», – ученица А.И. Спасская.
Валентин Петрович Глушко
Советский инженер и учёный в области ракетно-космической техники переписывался с Циолковским будучи еще школьником. В марте 1924 года школьник Валентин Глушко пишет Циолковскому:
…межпланетные сообщения являются моим идеалом и целью моей жизни, которую я хочу посвятить для этого великого дела.
Верность данному обещанию Глушко сохранил в течение всей своей жизни.
Сергей Павлович Королёв
«Константин Эдуардович потряс тогда своей верой в возможность космоплавания, я ушёл от него с одной мыслью – строить ракеты и летать на них.
Всем смыслом моей жизни стало одно – пробиться к звёздам...
Надо попытаться создать ракету для полёта в заатмосферное пространство. Дело сложное, прежде всего надо создать самолёт с реактивным двигателем, а прообразом такого самолёта должен стать планер на реактивной тяге.»
Юрий Алексеевич Гагарин
«Циолковский перевернул мне душу. Это было посильнее Жюль Верна, и Герберта Уэллса, и других фантастов. Все сказанное ученым подтверждалось наукой и его собственными опытами…Прочёл и почувствовал, как сердце моё дрогнуло и забилось сильнее…»
И может быть, именно с этого дня у меня появилась новая болезнь, которой нет названия в медицине, – неудержимая тяга в космос. Чувство это было неясное, неосознанное, но оно уже жило во мне, тревожило, не давало покоя.
В 1932 году, когда Циолковскому было уже 75 лет, он подвел такой итог своей жизни: «Может быть, мои изобретения не осуществятся. Вот то, что я работал 40 лет учителем, я считаю несомненной заслугой».
Однако сегодня мы знаем, что изобретения Константина Эдуардовича и его идеи тоже осуществились. Именно благодаря его научным работам человечество смогло подняться до невиданных ранее высот и выйти в космическое пространство.
Статью подготовила Евгения Якименко, студентка факультета Социальных цифровых технологий СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича.