Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» о пяти девушках-зенитчицах, погибших во время Великой Отечественной войны во имя Родины, обрела бессмертную славу. Стал известным и снятый по этому произведению фильм Станислава Ростоцкого. Музыку к нему написал Кирилл Молчанов. Новая постановка, показанная в культурном центре «Меридиан», создана в Оперной студии ГМПИ имени М. М. Ипполитова-Иванова.
Первым на сцене появляется Гитарист (Георгий Синаревский). Его соло воедино с музыкой оркестра погружают зрителей в период тех тяжелых лет. Он — герой, который не появляется на сцене во время основных действий оперы, но становится их наблюдателем. Голос Гитариста ассоциируется с болью, тяжелой ношей людей, столкнувшихся с жестокими событиями конца первой половины двадцатого столетия.
Висящие на стене граммофонные диски, икона, рубашка, портрет Сталина и расположенный в углу сцены стол с белой скатертью — все это погружает зрителей в атмосферу мирных военных дней. Во время же боевых действий интерьер меняется: декорации создают утренний пейзаж, тишину которого со временем нарушают вражеские выстрелы, а в центре — привал, в определенный момент превратившийся в болото, где тонет по сюжету Лиза Бричкина (Анна Голубева).
Эмоции героев часто находят свое отражение в музыке. Когда объявили первую военную тревогу и герои были обеспокоены, метались, ритм музыки казался суровым, стучащим. Внутренний страх усиливал красный мигающий свет — символ войны, разрушения. Этот же свет появляется в последнем нападении немцев. Он олицетворяет скорейшую гибель двух оставшихся девушек-зенитчиц: Риты Осяниной (Софья Славинская) и Жени Комельковой (Кира Краснова).
Девушек-зенитчиц играли выпускницы Ипполитовки — ровесницы героинь книги Васильева. Совпадение в возрасте помогло девушкам в полной мере изобразить сначала полных энтузиазма, а затем серьезных, погруженных в неженское дело героинь. Старшина, Федот Васков (Иван Григорьев) с помощью тембра голоса изображает то строгого начальника, старающегося держать зенитчиц в ежовых рукавицах, а затем ласкового человека, переживающего за девушек, чьи жизни сломала война.
Костюмы актеров полностью передавали атмосферу тех лет. Зенитчицы в военных гимнастерках, юбках и грубых сапогах ставятся в противовес образу Полины Егоровны (Елизавета Гродзинская) в однотонном платьице, туфлях и платке на плечах, что говорит о стойком характере молодых солдаток, некогда бывших обычными девочками.
Финал оперы — игра Гитариста, которая подводит итог, а вынесенная Васковым табличка с именами погибших заставляет скорбеть о тех, кто не вернулся с войны.
Линда Али, виолончелистка в оркестре, рассказывает нам:
«Этот спектакль про то, что нужно делать выводы из исторических событий и не допускать их повторений. Мой инструмент ведет лирическую и комплементарную линию, а благодаря огромному количеству тремоло создает угнетающее, но с надеждой на благоприятный исход настроение. Впервые таким составом опера была показана лишь несколько месяцев назад в Ипполитовке и состояла из двух постановок: вокалистов и дирижеров»