Найти тему
Сергей Михеев

Недовольны будут те, кто привык в валюте деньги выводить из страны

Владимир Путин подписал указ об обязательной продаже выручки в иностранной валюте. Это уже получило отражение в динамике курсов валют. В частности, укрепился рубль, и впервые с конца сентября курс доллара на Мосбирже опустился ниже 97 рублей. Что касается указа Путина: речь идет о доходе, который получают отдельно российские экспортеры по внешнеторговым контрактам. Эта мера будет действовать полгода: она распространяется на 43 группы компаний, которые относятся к отраслям ТЭК, черной и цветной металлургии, химической, лесной промышленности, зернового хозяйства. Цель документа – стабилизация курса рубля. Ввиду этого указа серьезно усиливается Росфинмониторинг – указ прописывает полномочия представителей этого ведомства, и они будут назначаться в упомянутые компании. Конечно, этот указ многим не понравился. Интересно, почему?

Сергей Михеев: Понятно, что не понравился. Зачем он нужен, кроме того, чтобы стабилизировать курс рубля? Интересно, что это выглядит немножко противоречиво. Я не знаю, как думают и видят всё это люди, находящиеся внутри правительства и тех органов, которые принимают решения, но со стороны это выглядит противоречиво: то наши высокопоставленные деятели говорят, что ничего страшного в снижении курса рубля нет, то принимаются конкретные решения по стабилизации курса рубля. Так вы договоритесь между собой! Центробанк говорит одно, советники по экономике говорят другое, Минфин говорит третье. Раз сейчас в официальной формулировке этого решения упоминается необходимость стабилизации курса рубля, значит, это все-таки не очень хорошо? А совсем недавно я слышал, что вообще нет в этом никаких проблем - Центробанк никакой проблемы не видит. Это говорит о противоречиях в финансово-экономическом блоке наших властей.

Хотя для большинства людей чисто психологически более стабильный курс рубля приносит больше спокойствия. Ну и речь идет, видимо, о нехватке валюты. Не хватает валюты, валюта нужна, многое приходится сейчас закупать за рубежом, причем срочно закупать. Насколько я понимаю, недовольны будут те, кто привык в валюте деньги выводить из страны, потому что выводить деньги в валюте – это самое удобное, что есть.

Что касается рублей: хорошо, там, где есть договоренности о расчете в национальных валютах, может быть и рубли могут пригодиться; но понятно, что люди и коммерческие структуры выводят деньги из России в валюте. Поэтому те, кто этим занимался, больше всех недовольны. Потому что продажа выручки затруднит для них вывод денег из страны. А для обывательского мнения это, наоборот, хорошо, потому что вывод денег из страны – это не то, что нам нужно. Некоторые предприниматели говорят: «Это необходимость для закупки оборудования и т.д.». Может быть и такое бывает, но в основном, вывод денег из страны – это попытка их спрятать за рубежом и использовать для чего-то другого, не имеющего отношения ни к каким производственным нуждам.

Если правительство, президент приняли такое решение, значит, заставят его выполнять, и это необходимо.

Вместе с тем эксперты говорят, что у экспортеров есть зарубежные торговые дома, где они могут оставлять часть выручки и всю её не показывать.

Сергей Михеев: Конечно, не будут они показывать её всю и могут оставлять. Но здесь вопрос: правильно это или нет? Известно, что в Китае, на который сейчас часто призывают равняться, довольно жёсткий государственный контроль за выводом валюты из страны. У нас всё время против этого протестуют. Предприниматели говорят: «Нет, это не будет способствовать развитию». Тогда хочется спросить: «Почему же там это способствует развитию, и китайцы достигли того, чего вы не можете достичь, а здесь не способствует?» В этом есть очевидное лукавство. Причем, видимо, в этом лукавстве заняты и те, кто принимают государственные решения. Я думаю, что в свете стоящих задач и проблем, которые теперь есть в России, надо определиться с принципиальной позицией, насколько нам это важно. Это нужно или не нужно? Насколько я понимаю, скорее нужно, чем не нужно. Но понятно, что привыкли прятать выручку, привыкли ее выводить и вообще привыкли жить «на два дома».«Здесь мы зарабатываем деньги, а там живем и связываем с этим будущее». Хотя сейчас ясно, что это становится всё труднее и труднее. Но я думаю, что никуда не денешься. России придётся определяться рано или поздно с этими вещами. Слишком много вызовов, и стоят слишком сложные задачи для того, чтобы можно было и дальше делать вид, что ничего не происходит.