Найти тему
Банкфакс

Алтайский шинный комбинат отдали под опеку «доверенным» москвичам?

Руководство предприятий «ЯШЗ Авиа» и «Нортек», работающих на площадке Алтайского шинного комбината в Барнауле (АШК), могло оказаться не у дел. Якобы управление вверили московской компании «Росхим». Инсайдеры высказывают предположение, что такое решение принято будто бы на фоне существующих проблем с исполнением гособоронзаказа.

По данным источников «Толка», «ЯШЗ Авиа» и «Нортек» могли перейти под внешнее либо доверительное управление «Росхиму». Это будто бы произошло 12 октября. Решение, по имеющимся данным, могло быть принято Минпромторгом РФ. Как говорят инсайдеры, вероятно, причиной тому могли послужить проблемы при исполнении гособоронзаказа обоими шинными предприятиями. Впрочем, по словам источников, в данном случае свою роль мог сыграть целый комплекс причин. Работники компаний уже отмечают положительные изменения. «Первое, что сделал новый управляющий, - отключил ужасную систему СКП-М (система контроля поручений - Москва - прим. ред. БФ), которая и сгубила работу завода, так как суть работы сводилась не к выполнению должностных обязанностей, а к написанию формальных многоуровневых отчетов», - рассказывают сотрудники.

Отметим, что «ЯШЗ Авиа» и «Нортек», насколько известно, являются аффилированными компаниями. Учредители «Нортека» - Марина Королева и ООО «ТПФ «Меркурий». Единоличный владелец и руководитель последнего лица - Алексей Лукин. В ЕГРЮЛ он же упоминается в числе руководителей «ЯШЗ Авиа», уставным капиталом которого владеет московское ООО «Развитие», принадлежащее все той же Марине Королевой. Однако реальным бенефициаром «ЯШЗ Авиа» и «Нортек» источники называют предпринимателя Максима Васильева. Он, похоже, до сих пор находится в состоянии конфликта с другим бизнесменом Кириллом Васильевым, которого наблюдатели называют его братом. Кирилл Васильев некогда возглавлял АШК, но, как сообщалось, только представлял интересы брата на производстве. Теперь две стороны семейного конфликта буквально погрязли во взаимных судебных претензиях.

При этом не совсем ясно, какие механизмы позволили Минпромторгу РФ передать управление над двумя частными структурами «Росхиму». Журналисты направили запрос в ведомство, чтобы уточнить этот вопрос, а также причины принятия такого решения. Однако нельзя не отметить, что «Росхим» уже получал контроль над различными юрлицами по схожим сценариям. Эта молодая московская компания, созданная в начале 2021 года, сейчас находится под управлением Эдуарда Давыдова. Ее уставной капитал находится в руках Закрытого паевого комбинированного инвестфонда «Квинта». Наблюдатели связывают это юрлицо с Ростехом. Раньше организация называлась «Русский водород», но в августе этого года юрлицо сменило название на «Росхим» с разрешения правительства РФ. Новое названия якобы лучше отражает бизнес-модель компании.

Как писал «Коммерсантъ», этой организации сначала отдали в доверительное управление 47 % акций «Башкирской содовой компании» (один из крупнейших в России производителей кальцинированной и пищевой соды), находящихся в собственности государства. Кроме того, «Русский водород» получил в управление Стерлитамакский нефтехимический завод, Крымский содовый завод и заявлял о договоренностях по передаче ему в управление АО «Синтез-Каучук» (Башкирия). Это не исчерпывающий список компаний химической отрасли, которые сейчас так или иначе контролируются «Росхимом». Например, им же принадлежит организация «Русский титан» из Алтайского края. Инсайдеры считают, что «Росхим» могут интересовать и другие предприятия в Алтайском крае, которые пока находятся в руках властей.

Что до возможных проблем «Нортека» и «ЯШЗ Авиа», то они видятся вполне очевидными. В декабре 2022 года на АШК произошел разрушительный пожар. Только на восстановление придется вложить несколько миллиардов рублей. В марте текущего года в «Нортеке» произошла смена руководства. Новым директором стал Алексей Терехович. По некоторым данным, это могло произойти на фоне проблем с выплатой рабочим в период простоя, начавшегося после пожара. Отметим, что позиция московского руководства «Нортека», по словам сотрудников предприятия, однажды уже послужила причиной конфликта администрации с коллективом, после которого в феврале прошлого года работники устроили забастовку. Кроме того, «Толк» пишет, будто у шинных предприятий возникают проблемы с наладкой выпуска новой продукции на фоне возрастающего давления конкурентов, что также усложняет положение АШК.