Найти тему

Закрытые маршрутки Рязани. Часть 2.

Оглавление

1 часть

Продолжение переделки цикла статей "Убитые маршрутки Рязани" 2019 года. В этой статье вы узнаете о единственной маршрутке, просуществовавшей с советских времён до 2000-х без перерывов в работе, а также о том маршруте, который сейчас был бы даже кстати.

№38

Комбайновый завод - Зельгрос (проект 2013 года)
Ранее:
ул. Крупской - Новорязанская ТЭЦ (лето 2004)
пл. Ленина/Центральный рынок - Телезавод, как 26 автобус (1988 - 2004, в 1988-1992 гг. под №8)

Тип транспорта: большой класс (в 2004), в 1988-2003 гг. малый класс

Проявите уважение, поклонитесь пожилому! Это единственный маршрут маршруток из советских времён, который не был отменён в 1991 году и прожил до коммерциализации маршруток. Маршрутка была запущена вскоре после запуска 26 автобуса, поскольку 26-й неожиданно стал очень популярным. В 1992-1996 годах был единственной маршруткой в городе вообще.

Летом 2004 года под номером 38 был запущен другой маршрут, из Московского до Новорязанской ТЭЦ через ул. Дзержинского, тем самым получился практически дублёр отменённого ещё в 1991 году троллейбуса №11. На 38 маршрут вышли б/у автобусы большого класса из Испании.

Помимо давно отменённого 11 троллейбуса, 38 автобус также полностью дублировал трамвай, за что маршрут был ненавидим любителями трамвая:

"Большой красный автобус PEGASO. Эту тварь я называю убийцей трамвая. Недавно появился. Есть там Газели, черт с ними. Когда валит народ со смены, они погоды не делают. Ну какой казел выдал лицензию на этот маршрут. Причем тварь эта активно снует именно во время пересменки, вечером её хрен дождешься."
С форума сайта tr.ru, 23 июля 2004

Однако, в таком виде 38 автобус долго не прожил. Ряд людей заявляют, что он работал только летом 2004 года. Но в различных официальных списках 38 с такой трассой фигурирует вплоть до конца 2000-х.

После окончания строительства Северного обхода в 2012 году встал вопрос организации общественного транспорта по нему. И вот в 2013 году появился маршрут, связывающий Песочню с Канищево через Северную окружную, минуя центр. Он должен был обслуживаться ПАЗиками. Вот только горадминистрация не учла того, что перевозчики побоятся выходить на потенциально убыточный маршрут. К тому же, 2013-2014 года ознаменовались повальной отменой маршрутов с ПАЗиками, а тут новый маршрут с ними. В итоге, на протяжении 7 лет 38-й был в реестре, но на нём ничего не ездило всё это время.

Про транспорт на Северном обходе уже практически не говорят. Дублёров у 38 не было бы, а пассажиропоток был бы адекватным для ПАЗика. Но почему на такие маршруты ПАЗики и ему подобные не выходят, а на популярные 47 и 49 выходят — уже совсем другая история.

№39

Центральный рынок - пос. Мехзавода, как 9 автобус (до 2001 - 2012)

Тип транспорта: ПАЗик и иногда ещё еврохлам (средняя и большая вместимость)

Обычное дело для 39 автобуса: на видном месте табличка 9 автобуса от АК1310 (и откуда они её взяли?), а рядом - выцветший номер 39, для приличия. Автор фото указан на картинке
Обычное дело для 39 автобуса: на видном месте табличка 9 автобуса от АК1310 (и откуда они её взяли?), а рядом - выцветший номер 39, для приличия. Автор фото указан на картинке

39-й автобус полностью копировал 9 автобус и за всю свою жизнь ни разу не менялся. Интересен только подвижной состав на нём: иногда в начале нулевых там можно было встретить б/у автобусы из Европы.

Так как 39 не отличался от 9 автобуса, нередко ПАЗики ездили с табличкой автоколонны 1310 от 9 автобуса на самом видном месте.

В 2011 году маршрут предполагалось убрать:

"Октябрьский городок - 3 маршрута скажут много....да,а вы попробуйте уехать утром...39 почти весь сняли,77 на мимо,62 на мимо...а какой-то 20 маршрут...ходит раз в час..."
Житель Октябрьского городка напрочь забыл про 2 троллейбус (который тогда ещё ходил адекватно).

Так или иначе, 39 автобус умер своей смертью, т.е. выпуск потихоньку сократился до нуля. При этом официально его изменяли даже после «смерти»: вместо центрального рынка его продлили до площади Мичурина.

№40

Глобус - Технониколь (до 2007 г. - от рынка, так, как 12 автобус) (2003-2012)
Ранее:
Новосёлов, 60 - Центральный рынок (до 2001 - 2003), как 19 автобус

Тип транспорта: ПАЗик и даже какое-то время ЛАЗ-695 (средний класс)

Возможно, 40 маршрут - это то, во что превратилась "советская" маршрутка №4, возрождённая в 1996 году. Но история этот момент пока не прояснила. С 2003 года 40-й "переехал" в Соколовку и вместе 19 автобуса стал дублировать 12-й.

2006 год. Тут даже ЛАЗ-695 ездили. Правда, состояние так себе... Автор фото: Клауд / fotobus
2006 год. Тут даже ЛАЗ-695 ездили. Правда, состояние так себе... Автор фото: Клауд / fotobus

Изначально у 12 автобуса было сразу два дублёра: ПАЗик (40) и Газель (49). Стандартная ситуация для многих небольших районов Рязани. Да и исход почти везде одинаковый: ПАЗики ушли с маршрута в начале 10-х, оставив полумёртвый автобус и радующихся водителей фургонов.

И если 49 маршрутка пошла своим путём, продлившись сначала до ул. Строителей, потом аж в Братиславский, то 40 автобус изменялся синхронно с 12-м: сначала пошёл к Круизу, а потом ещё немного до Глобуса покатался. На маршруте некоторое время работал целый ЛАЗ (возможно, и не один).

40-ку предлагалось закрыть проектом оптимизации 2011 года. Вкупе с планами закрыть 45 и 76 маршрутки, это вызвало бурю негодования у жителей Соколовки:

"40 автобус - то, что раньше было 12 (до "Круиза") по привычке в этот гипер катаемся (…) Мы не просим, чтоб нам чего-то добавляли - и так приноровились, но ОСТАВЬТЕ СОКОЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ В ПОКОЕ!!! "
"да уж... отменят маршрутки №45, 76 и автобус №40(прошу заметить он всего один на маршруте!), и будем мы из Соколовки пешком ходить... тут и так со всем этим транспортом уехать не возможно... на маршрутке №49 утром и вечером уехать почти не реально, про 12 я вообще молчу."

Тем не менее, все эти маршрутки (и 40-й автобус) вскоре умерли сами.

№43

Психбольница — Канищево (ул. 1 мая) (непродолжительное время в 2015-2016)
Ранее:
Канищево - ДПР-5 (в начале 2010-х)
Центральный рынок — ул. Новосёлов, 53 (до 2001 - 2007?)

Тип транспорта: маршрутка (малый класс)

43 маршрут не совсем дублировал 19 автобус. Если автобус шёл по ул. Соборной и Ленина, то 43 маршрутка от рынка ехала через площадь Мичурина и далее - по ул. Есенина. Маршрутка, скорее всего, была отменена вскоре после объединения 19 и 26 автобусов в 2007 году, но в официальных списках она числилась вплоть до 2010 года.

Где-то в 2012-2013 году 43 маршрутку вернули. И была она дублёром 98 маршрутки, только продлённой в оба конца (до Канищева с одной стороны и (вероятно) до ДПР-5 с другой). Притом в Канищево 43-я ходила из села через Теплозавод Телезавод, а дальше как 98-я.

Разумеется, что вскоре буквально началась «борьба» за каждого пассажира между 43 и 98 маршрутками. И хотя в час пик пассажиров хватало всем, в остальное время победу одерживала 98-я из-за большего числа машин.

Последний вариант 43 маршрута по состоянию на сегодняшний день. Март 2016 года, автор фото Дмитрий_931 / fotobus
Последний вариант 43 маршрута по состоянию на сегодняшний день. Март 2016 года, автор фото Дмитрий_931 / fotobus

Хотя сейчас кажется, что 43-я в чём-то обыгрывала 98-ю в плане трассировки, уже через пару месяцев 43-ю изменили, оставив разворот на Телезаводе, но пустив вместо Песочни в Братиславский. Получалась отличная альтернатива 65 маршрутке для Братиславского, ведь, как вы знаете, 65-ю надо отменять, так как она полностью дублирует 3 троллейбус, а теперь 65 и вовсе нелегальный маршрут. Однако в таком виде 43-й был с большими интервалами и ходил недолго. РПТ работало на нём "по остаточному принципу", засылая туда пару машин с других направлений. Уже в 2017 году никаких упоминаний про 43-й не было. А жаль, ведь помимо Братиславского есть ещё и село Канищево, которое после ухода 53 маршрутки в Семчино вообще осталось без транспорта. 43-й — один из немногих маршрутов, за возврат которого я только за.

№44

Кожзавод - ул. Новаторов (2003-2019, с перерывами)
Ранее:
пос. Строитель - Телезавод (до 2001)
Новосёлов, 53 - Мервинская ул. - ул. Крупской (2002-2003)

2015 год. Автор фото роман88 / fotobus
2015 год. Автор фото роман88 / fotobus

Поначалу 44 маршрут не закрепился. Это, получается, один из первых маршрутов коммерции через весь город насквозь. Причём появился он до появления 88 маршрутки (теперь автобуса). И исчез тоже. Затем его снова пустили насквозь через весь города, но теперь уже из Песочни на Московский через Мервино.

В таком виде 44 тоже долго не проработал, и с 2003 года он перестал быть "сквозным" маршрутом, а стал фактически заменой 4 троллейбуса, отменённого как раз в январе 2003 года. На удивление, 44 в таком виде оказался очень востребованным и проработал долго.

В начале 10-х с очень похожей трассой появляется маршрут №42 (разница только в паре улиц на Московском, а ещё 44 маршрут шёл по Молодцова, а не по Станкозаводской), а также возвращается 4 троллейбус, но с другой трассой. Постепенно 44 маршрут сдал позиции 42, хотя 44-й и пытались вернуть в начале 2019 года.

№46 (старый)

пос. Мехзавода - Микрорайон №1 (ранее до рынка, как 20 автобус) (2005-2008). Бывший 20к.
Ранее:
Новосёлов, 53 - ул. Юбилейная (2002-2003)
Нереализовано:
пос. Ворошиловка - Недостоево (2013)

Тип транспорта: ПАЗик

Люди сообщили, что изначально 46 маршрут ходил из Московского в Песочню через центр похожим образом, что и 47-й. В общем-то, он и появился примерно в тот же момент, что и 47-й. 46 маршрутка от 47-й отличалась тем, что шла по Грибоедова и Свободы вместо Есенина/Новой, а также до Юбилейной улицы вместо ул. Крупской. Но просуществовала она недолго.

Трасса последнего реально существовавшего варианта маршрута №46 (2006-2008 гг.)
Трасса последнего реально существовавшего варианта маршрута №46 (2006-2008 гг.)

Спустя пару лет номер 46 присвоили маршруту 20к, т.е. теперь он стал полным дублёром 20 автобуса. Затем перевозчик решил ездить дальше, до Торфмаша, но к концу 00-х запал кончился, и маршрут исчез. Забавно, но спустя несколько лет до Торфмаша продлили 20 автобус, правда, несколько по другому маршруту.

Где-то в начале-середине 10-х вспомнили о проблеме транспортной доступности Ворошиловки. В 2013 году были организованы заезды 21-го автобуса (до недавнего времени самого редкого в городе), а годом ранее был сделан новый маршрут 46 от Ворошиловки до Недостоева, по которому транспорт так и не пошёл.

В январе 2020 года 46 маршрут снова стал ходить, но по совсем другой трассе. Поэтому было решено оставить его в этих статьях.

№48

ТЦ «Круиз» — пос. Борки (2003-2019)
Ранее:
Соборная пл. - ул. Новаторов (до 2001 - 2003)

Тип транспорта: ПАЗик (средний класс, а может быть и малый)

48 автобус во время последних дней его работы, июнь 2019. Обратите внимание на наполняемость салона. Автор фото: Денис Рогов / fotobus
48 автобус во время последних дней его работы, июнь 2019. Обратите внимание на наполняемость салона. Автор фото: Денис Рогов / fotobus

На примере 48 автобуса можно увидеть то, как умирали «традиционные» маршруты с ПАЗиками.

48 маршрут всю жизнь был полным дублёром (то бишь не имел вообще никакого предназначения, кроме отнятия пассажиров у общественного транспорта) 11 автобуса. Почти. Согласно спискам начала 2000-х под номером 48 ездили маршрутки на Московский от Соборной площади. Да, когда-то это тоже был существенный маршруточный транспортный узел.

Уже к 2017 году на 48-м маршруте оставалось лишь 1-2 автобуса (хотя сам 48-й был коротким), притом автобусы были непопулярны. 11 автобус в те годы был самым частым и стабильным в городе, это тоже играло определённую роль. В 2017-2018 гг. 11 маршрут стали менять (точнее укорачивать), а 48 остался ходить до «Круиза». Вкупе с тем, что транспорта из центра до "Круиза» почти не осталось, то 48 был неплохой помощью.

Глядя на количество 48-х на линии и их наполняемость, было очевидно, что ему осталось недолго. И вот в июле 2019 года с 48-го (и с товарища по несчастью 60-го) исчез перевозчик. Официально. А на деле 48-й продолжал ходить как ни в чём не бывало, но так было недолго. Впрочем, это делалось легально. Согласно федеральному закону, после отказа от свидетельства перевозчик должен проработать на нём ещё 3 месяца.

А это была вторая часть серии статей "Закрытые маршрутки Рязани". В третьей части мы расскажем вам о маршрутах 51, 52, 54, 55, 56, 59, 60.