1 часть
Продолжение переделки цикла статей "Убитые маршрутки Рязани" 2019 года. В этой статье вы узнаете о единственной маршрутке, просуществовавшей с советских времён до 2000-х без перерывов в работе, а также о том маршруте, который сейчас был бы даже кстати.
№38
Комбайновый завод - Зельгрос (проект 2013 года)
Ранее:
ул. Крупской - Новорязанская ТЭЦ (лето 2004)
пл. Ленина/Центральный рынок - Телезавод, как 26 автобус (1988 - 2004, в 1988-1992 гг. под №8)
Тип транспорта: большой класс (в 2004), в 1988-2003 гг. малый класс
Проявите уважение, поклонитесь пожилому! Это единственный маршрут маршруток из советских времён, который не был отменён в 1991 году и прожил до коммерциализации маршруток. Маршрутка была запущена вскоре после запуска 26 автобуса, поскольку 26-й неожиданно стал очень популярным. В 1992-1996 годах был единственной маршруткой в городе вообще.
Летом 2004 года под номером 38 был запущен другой маршрут, из Московского до Новорязанской ТЭЦ через ул. Дзержинского, тем самым получился практически дублёр отменённого ещё в 1991 году троллейбуса №11. На 38 маршрут вышли б/у автобусы большого класса из Испании.
Помимо давно отменённого 11 троллейбуса, 38 автобус также полностью дублировал трамвай, за что маршрут был ненавидим любителями трамвая:
"Большой красный автобус PEGASO. Эту тварь я называю убийцей трамвая. Недавно появился. Есть там Газели, черт с ними. Когда валит народ со смены, они погоды не делают. Ну какой казел выдал лицензию на этот маршрут. Причем тварь эта активно снует именно во время пересменки, вечером её хрен дождешься."
С форума сайта tr.ru, 23 июля 2004
Однако, в таком виде 38 автобус долго не прожил. Ряд людей заявляют, что он работал только летом 2004 года. Но в различных официальных списках 38 с такой трассой фигурирует вплоть до конца 2000-х.
После окончания строительства Северного обхода в 2012 году встал вопрос организации общественного транспорта по нему. И вот в 2013 году появился маршрут, связывающий Песочню с Канищево через Северную окружную, минуя центр. Он должен был обслуживаться ПАЗиками. Вот только горадминистрация не учла того, что перевозчики побоятся выходить на потенциально убыточный маршрут. К тому же, 2013-2014 года ознаменовались повальной отменой маршрутов с ПАЗиками, а тут новый маршрут с ними. В итоге, на протяжении 7 лет 38-й был в реестре, но на нём ничего не ездило всё это время.
Про транспорт на Северном обходе уже практически не говорят. Дублёров у 38 не было бы, а пассажиропоток был бы адекватным для ПАЗика. Но почему на такие маршруты ПАЗики и ему подобные не выходят, а на популярные 47 и 49 выходят — уже совсем другая история.
№39
Центральный рынок - пос. Мехзавода, как 9 автобус (до 2001 - 2012)
Тип транспорта: ПАЗик и иногда ещё еврохлам (средняя и большая вместимость)
39-й автобус полностью копировал 9 автобус и за всю свою жизнь ни разу не менялся. Интересен только подвижной состав на нём: иногда в начале нулевых там можно было встретить б/у автобусы из Европы.
Так как 39 не отличался от 9 автобуса, нередко ПАЗики ездили с табличкой автоколонны 1310 от 9 автобуса на самом видном месте.
В 2011 году маршрут предполагалось убрать:
"Октябрьский городок - 3 маршрута скажут много....да,а вы попробуйте уехать утром...39 почти весь сняли,77 на мимо,62 на мимо...а какой-то 20 маршрут...ходит раз в час..."
Житель Октябрьского городка напрочь забыл про 2 троллейбус (который тогда ещё ходил адекватно).
Так или иначе, 39 автобус умер своей смертью, т.е. выпуск потихоньку сократился до нуля. При этом официально его изменяли даже после «смерти»: вместо центрального рынка его продлили до площади Мичурина.
№40
Глобус - Технониколь (до 2007 г. - от рынка, так, как 12 автобус) (2003-2012)
Ранее:
Новосёлов, 60 - Центральный рынок (до 2001 - 2003), как 19 автобус
Тип транспорта: ПАЗик и даже какое-то время ЛАЗ-695 (средний класс)
Возможно, 40 маршрут - это то, во что превратилась "советская" маршрутка №4, возрождённая в 1996 году. Но история этот момент пока не прояснила. С 2003 года 40-й "переехал" в Соколовку и вместе 19 автобуса стал дублировать 12-й.
Изначально у 12 автобуса было сразу два дублёра: ПАЗик (40) и Газель (49). Стандартная ситуация для многих небольших районов Рязани. Да и исход почти везде одинаковый: ПАЗики ушли с маршрута в начале 10-х, оставив полумёртвый автобус и радующихся водителей фургонов.
И если 49 маршрутка пошла своим путём, продлившись сначала до ул. Строителей, потом аж в Братиславский, то 40 автобус изменялся синхронно с 12-м: сначала пошёл к Круизу, а потом ещё немного до Глобуса покатался. На маршруте некоторое время работал целый ЛАЗ (возможно, и не один).
40-ку предлагалось закрыть проектом оптимизации 2011 года. Вкупе с планами закрыть 45 и 76 маршрутки, это вызвало бурю негодования у жителей Соколовки:
"40 автобус - то, что раньше было 12 (до "Круиза") по привычке в этот гипер катаемся (…) Мы не просим, чтоб нам чего-то добавляли - и так приноровились, но ОСТАВЬТЕ СОКОЛОВСКИЙ ТРАНСПОРТ В ПОКОЕ!!! "
"да уж... отменят маршрутки №45, 76 и автобус №40(прошу заметить он всего один на маршруте!), и будем мы из Соколовки пешком ходить... тут и так со всем этим транспортом уехать не возможно... на маршрутке №49 утром и вечером уехать почти не реально, про 12 я вообще молчу."
Тем не менее, все эти маршрутки (и 40-й автобус) вскоре умерли сами.
№43
Психбольница — Канищево (ул. 1 мая) (непродолжительное время в 2015-2016)
Ранее:
Канищево - ДПР-5 (в начале 2010-х)
Центральный рынок — ул. Новосёлов, 53 (до 2001 - 2007?)
Тип транспорта: маршрутка (малый класс)
43 маршрут не совсем дублировал 19 автобус. Если автобус шёл по ул. Соборной и Ленина, то 43 маршрутка от рынка ехала через площадь Мичурина и далее - по ул. Есенина. Маршрутка, скорее всего, была отменена вскоре после объединения 19 и 26 автобусов в 2007 году, но в официальных списках она числилась вплоть до 2010 года.
Где-то в 2012-2013 году 43 маршрутку вернули. И была она дублёром 98 маршрутки, только продлённой в оба конца (до Канищева с одной стороны и (вероятно) до ДПР-5 с другой). Притом в Канищево 43-я ходила из села через Теплозавод Телезавод, а дальше как 98-я.
Разумеется, что вскоре буквально началась «борьба» за каждого пассажира между 43 и 98 маршрутками. И хотя в час пик пассажиров хватало всем, в остальное время победу одерживала 98-я из-за большего числа машин.
Хотя сейчас кажется, что 43-я в чём-то обыгрывала 98-ю в плане трассировки, уже через пару месяцев 43-ю изменили, оставив разворот на Телезаводе, но пустив вместо Песочни в Братиславский. Получалась отличная альтернатива 65 маршрутке для Братиславского, ведь, как вы знаете, 65-ю надо отменять, так как она полностью дублирует 3 троллейбус, а теперь 65 и вовсе нелегальный маршрут. Однако в таком виде 43-й был с большими интервалами и ходил недолго. РПТ работало на нём "по остаточному принципу", засылая туда пару машин с других направлений. Уже в 2017 году никаких упоминаний про 43-й не было. А жаль, ведь помимо Братиславского есть ещё и село Канищево, которое после ухода 53 маршрутки в Семчино вообще осталось без транспорта. 43-й — один из немногих маршрутов, за возврат которого я только за.
№44
Кожзавод - ул. Новаторов (2003-2019, с перерывами)
Ранее:
пос. Строитель - Телезавод (до 2001)
Новосёлов, 53 - Мервинская ул. - ул. Крупской (2002-2003)
Поначалу 44 маршрут не закрепился. Это, получается, один из первых маршрутов коммерции через весь город насквозь. Причём появился он до появления 88 маршрутки (теперь автобуса). И исчез тоже. Затем его снова пустили насквозь через весь города, но теперь уже из Песочни на Московский через Мервино.
В таком виде 44 тоже долго не проработал, и с 2003 года он перестал быть "сквозным" маршрутом, а стал фактически заменой 4 троллейбуса, отменённого как раз в январе 2003 года. На удивление, 44 в таком виде оказался очень востребованным и проработал долго.
В начале 10-х с очень похожей трассой появляется маршрут №42 (разница только в паре улиц на Московском, а ещё 44 маршрут шёл по Молодцова, а не по Станкозаводской), а также возвращается 4 троллейбус, но с другой трассой. Постепенно 44 маршрут сдал позиции 42, хотя 44-й и пытались вернуть в начале 2019 года.
№46 (старый)
пос. Мехзавода - Микрорайон №1 (ранее до рынка, как 20 автобус) (2005-2008). Бывший 20к.
Ранее:
Новосёлов, 53 - ул. Юбилейная (2002-2003)
Нереализовано:
пос. Ворошиловка - Недостоево (2013)
Тип транспорта: ПАЗик
Люди сообщили, что изначально 46 маршрут ходил из Московского в Песочню через центр похожим образом, что и 47-й. В общем-то, он и появился примерно в тот же момент, что и 47-й. 46 маршрутка от 47-й отличалась тем, что шла по Грибоедова и Свободы вместо Есенина/Новой, а также до Юбилейной улицы вместо ул. Крупской. Но просуществовала она недолго.
Спустя пару лет номер 46 присвоили маршруту 20к, т.е. теперь он стал полным дублёром 20 автобуса. Затем перевозчик решил ездить дальше, до Торфмаша, но к концу 00-х запал кончился, и маршрут исчез. Забавно, но спустя несколько лет до Торфмаша продлили 20 автобус, правда, несколько по другому маршруту.
Где-то в начале-середине 10-х вспомнили о проблеме транспортной доступности Ворошиловки. В 2013 году были организованы заезды 21-го автобуса (до недавнего времени самого редкого в городе), а годом ранее был сделан новый маршрут 46 от Ворошиловки до Недостоева, по которому транспорт так и не пошёл.
В январе 2020 года 46 маршрут снова стал ходить, но по совсем другой трассе. Поэтому было решено оставить его в этих статьях.
№48
ТЦ «Круиз» — пос. Борки (2003-2019)
Ранее:
Соборная пл. - ул. Новаторов (до 2001 - 2003)
Тип транспорта: ПАЗик (средний класс, а может быть и малый)
На примере 48 автобуса можно увидеть то, как умирали «традиционные» маршруты с ПАЗиками.
48 маршрут всю жизнь был полным дублёром (то бишь не имел вообще никакого предназначения, кроме отнятия пассажиров у общественного транспорта) 11 автобуса. Почти. Согласно спискам начала 2000-х под номером 48 ездили маршрутки на Московский от Соборной площади. Да, когда-то это тоже был существенный маршруточный транспортный узел.
Уже к 2017 году на 48-м маршруте оставалось лишь 1-2 автобуса (хотя сам 48-й был коротким), притом автобусы были непопулярны. 11 автобус в те годы был самым частым и стабильным в городе, это тоже играло определённую роль. В 2017-2018 гг. 11 маршрут стали менять (точнее укорачивать), а 48 остался ходить до «Круиза». Вкупе с тем, что транспорта из центра до "Круиза» почти не осталось, то 48 был неплохой помощью.
Глядя на количество 48-х на линии и их наполняемость, было очевидно, что ему осталось недолго. И вот в июле 2019 года с 48-го (и с товарища по несчастью 60-го) исчез перевозчик. Официально. А на деле 48-й продолжал ходить как ни в чём не бывало, но так было недолго. Впрочем, это делалось легально. Согласно федеральному закону, после отказа от свидетельства перевозчик должен проработать на нём ещё 3 месяца.
А это была вторая часть серии статей "Закрытые маршрутки Рязани". В третьей части мы расскажем вам о маршрутах 51, 52, 54, 55, 56, 59, 60.