Найти в Дзене

Карандаши как материал самовыражения

К занятию рисованием я пришла после перехода от разработки программного обеспечения, от создания кода, как такового, к разработке компьютерных игр. Если вы занимаетесь полным циклом разработки компьютерных игр, то вам будет довольно сложно избежать улучшения своих навыков в области рисования. Сознательно не стану называть свои достижения в области рисования - изобразительным искусством.

Тут я привожу свои ответы на вопросы, которые были даны в рамках публикации для интернет-издания.

1. Сколько карандашей разной жесткости нужно для рисования картины?

Картину можно нарисовать и одним карандашом, причем любой мягкости, даже если это будет автоматический карандаш. В этом случае, для передачи объема (через тон) придется варьировать степень нажатия на этот карандаш. Однако, замечательно, если есть возможность приобрести карандаши разной мягкости. В российской и европейской маркировке карандашей цифра перед буквой обозначает степень мягкости или твёрдости. Например, 2B в два раза мягче, чем В, а 2H в два раза тверже чем H. В продаже можно найти карандаши с маркировкой от 9H (самый твердый) до 9B (самый мягкий). Я бы советовала начать с небольшого набора из 5-6 карандашей, где были бы представлены карандаши разной твердости/мягкости и один нейтральный HB.

А какой у этой коробочки аромат!
А какой у этой коробочки аромат!

2. Какая именно должна быть стерка?

При рисовании карандашом можно использовать различные инструменты для стирания пигмента. Причем это может требоваться как для внесения поправок в рисунок, так и для непосредственного рисования путем локального высветления изображения. Для этого можно использовать обычную мягкую стерку, клячку (это специальная очищающая резина, которая легко мнется и имеет высокие абсорбирующие свойства; при коррекции рисунка клячка не повреждает бумагу, а захватывает частички графита, не размазывая при этом рисунок), электрический ластик (это ластик на батарейках). Выбирая стерку или клячку я бы ориентировалась на бренды (Koh-I-Noor, Faber Castell, российские производители), а вот электроластик можно приобрести в известном китайском магазине, не забыв при этом захватить и набор дополнительных ластиков-насадок на него. Стоит упомянуть, что электоластик далеко не всегда используется как стерка. Это полноценный инструмент рисования.

Белоснежность велосипеда тут обеспечена исключительно электроластиком.
Белоснежность велосипеда тут обеспечена исключительно электроластиком.

3. Какая должна быть бумага?

Кроме вдохновения и карандаша для рисунка необходима бумага. Хорошо, если она будет маркирована «для графики». На сегодняшний день мы не ограничены в цвете бумаги, но на бумаге белого цвета карандашный рисунок выглядит наиболее контрастно. Какие-то форматные композиции лучше рисовать на отдельных листах или в альбомах формата от А4. Ежедневные скетчи, наброски и небольшие рисунки я предпочитаю делать в скетчбуке формата А5 и меньше. Скетчбук удобно брать с собой. При выборе скетчбука также ищите маркировку «для графики».

-3

4. Нужны ли ещё инструменты?)

Для создания рисунков карандашом вам также понадобится:

- точилка или канцелярский нож для заточки. Последний как раз выбирают профессиональные художники для высвобождения грифеля максимально возможной длины. Точилки также бывают разнообразны. С контейнером и без. Мне нравится механическая точилка. Также для подточки кончика карандаша можно использовать наждачку.

- инструменты для растушевки, такие как ваши собственные пальцы, салфетки, ткань, вата или растушка (короткая палочка (из бумаги или замши) с конусообразными концами для растирки штриха в пятно).

- инструменты для продавливания листа, чтобы на нем остались борозды, такие как спица, пластиковая карта или ключ. При рисовании, обычно сначала на какой-то участок наносятся борозды, а потом это место заштриховывается, а борозды остаются цвета.

2. Нужно ли перед рисованием нарабатывать руку, “разрисовываться”?

Перед рисованием какого-то сюжета очень полезно сделать его набросок, хотя бы даже на листе офисной бумаги, учитывая формат чистовика. На нем продумать сценарий, расположение предметов в листе. Обрисовать общую массу и может быть прорисовать моменты, которые вызывают особую сложность. Такой подход уменьшит объем корректировок при непосредственном рисовании сюжета, и разогреет ваши руки и глаза для рисования.

3. Какие бывают карандаши и в чем особенности каждого?

Кроме графитных карандашей существую также угольные карандаши. Угольные карандаши дают более глубокий чёрный, чем графитовые.

Рисунок из курса школы Вероники Калачевой
Рисунок из курса школы Вероники Калачевой

Сепия/сангина и белые карандаши также доступны для двухцветных методов рисования. Это материалы, которые имеют мягкую структуру.

Ну и конечно, нельзя не упомянуть цветные и акварельные карандаши.

Цветные карандаши также бывают двух видов по типу связующего вещества в их грифеле – восковые и масляные. Карандаши на восковой основе, как правило, легче стирать, чем карандаши на масляной основе, и обычно они мягче.

Василий и новый год
Василий и новый год

Как следует из названия акварельных карандашей, они предполагают возможность размывания пигмента водой. Для такого использования необходима и акварельная бумага. Хотя нередки случаи, что художники рисуют этими карандашами как обычными цветными карандашами, любя их за мягкость грифеля и яркость пигментов.

4. Какие виды штриховки существуют? Какими Вы чаще всего пользуетесь и почему?

Видов штриховки существует бесчисленное множество, но в их основе всегда лежит линия. Прямая линия, волнистая, зигзагом и так далее. Красивая штриховка может сделать ваш рисунок произведением искусства. Самое главное правило в штриховке — это просвет между штрихами. Именно видимость бумаги делает вашу работу свежей и не замусоленной.

При штриховке также важен захват карандаша в руке. И тут просто нужна практика.

В своих работах я обычно использую штриховку под одним углом, а также штриховку по форме. Последний тип штриховки незаменим при необходимости показать объем предмета.

-6

5. Есть ли техники, которые могут облегчить рисование карандашом?

Любую деятельность полезно разбить на этапы и следовать плану. Так и с рисованием. Мне нравится техника от общего к частному. Идея состоит в том, чтобы работать от большего к меньшему, зарисовывая большие формы перед тем, как тратить время на детали.

Для переноса какого-то объекта на лист на первых порах можно использовать сетку. Это когда референс делится на квадраты и таким образом переноситься на лист. При таком способе есть возможность уловить все нюансы пропорций и форм.

Еще, при рисовании, и не только карандашом, для проверки передачи тона, хорошо иногда смотреть на свою работу и/или референс, прищурив глаза. В этом случае можно увидеть основные тональные отношения. А именно они задают объем.

Соседский код забрел в гости.
Соседский код забрел в гости.

6. С чего начать рисовать карандашом? С рисования простых форм, текстур или линий?

Рисование всегда начинается с вдохновения. Понравился какой-то вид, фото и вот уже руки тянутся к скетчбуку. Но начать лучше с простых форм. Так как любой сложный объект можно разбить на простые формы, для начала необходимо научиться передавать объем шара и куба. Попрактиковавшись в этом можно двигаться дальше. Вторым этапом я советую погрузится в перспективу. А дальше, слушать свое сердце.

Быстрый набросок по фото
Быстрый набросок по фото

7. Что делать, если со временем карандаш начнет размазываться? Это можно предотвратить?

Для предотвращения размазывания карандаша во время работы можно пользоваться «промокашкой». Подкладывать под руку лист чистой бумаги. Что же касается готовых работ, то тут все зависит от дальнейшего хранения работы. Если это скетчбук, то я советую не рисовать простым карандашом на 2х сторонах листа. Если ваш сюжет помещается на одну страницу разворота, то оставляйте вторую половину пустой или же прокладывать такие страницы калькой или любой другой чистой бумагой. Когда планируется помещение рисунка в раму, то я советую обязательно оформлять работу под стекло. Это в разы продлит жизнь рисунку. И во всех случаях такую работу можно обработать специальным фиксативом для графики. Он закрепляет пигмент, не дает ему осыпаться и пачкать. Я свои работы с сухой графикой в скетчбуке покрываю обычным лаком для волос. Тут фишка, чтобы лак имел самую сильную фиксацию и по возможности самую нейтральную оттдушку. К сожалению, у дешевых лаков с последним всегда сложности.

8. Какие трудности могут возникнуть у тех, кто впервые решил нарисовать картину? Как их преодолеть?

Трудности, возникающие в начале – это нормально. Нужно задавать себе вопрос – что не получилось. И искать ответ. Главное не опускать руки и продолжать рисовать.

И еще, никогда не сравнивайте свои рисунки с чужими работами. Сравнивайте свои рисунки только со своими более ранними работами. И помните, другие не рисуют лучше вас, они просто начали раньше.

-9

#рисование #графика #цветныекарандаши #советы #какрисовать