Если ваши руки ни разу не касались топливной рейки на судовом дизеле в паре с Woodward или любым другим регулятором, то я советую даже не пытаться её трогать без четкого понимания, что конкретно вы собираетесь делать. В моём случае это стоило 5 дней безвылазного головняка в машинном отделении в совокупе с бешеным клиентом и вечно горящими сроками сдачи парохода. К слову, это было на том же самом рыболове, на котором была проблема со скачками напряжения. Проблема и решение в данной статье.
Разбор проблемы. Погнали.
Изначальная проблема, с которой обратился заказчик: После пятилетнего дока со всеми вытекающими, во время движения вперед судно никуда не едет. При смене положения "Гашетки" назад - всё работает, судно едет назад. Ок, еду разбираться.
Краткая справка по двигательной установке:
Двигатель: MAN 32/40, 7 цилиндров, рядный.
Система управления пропульсией: Alphatronica 2000.
Валогенератор: 1200 кВт.
Первое, на что грешили - система управления пропульсией. После нескольких часов тыканья мультиметров в поисках ошибки обратной связи с двигателем не дали абсолютно никакого результата. Все сигналы на месте, обратная связь есть, но только при команде "Вперед" индекс топливной рейки стремился к нулю, подобно моему настроению. Понимание того, что вкл/выкл системы целиком никак не решит проблему заставляло мой мультиметр трепетать от счастья, что никак не клеилось с планами кошелька заказчика и моим желанием поскорей вернуться домой.
Как искал обратную связь простым языком.
Дано: 1. Двигатель 2. Система пропульсии.
Чтобы двигатель понимал сколько нужно дать жару, система пропульсии должна сообщить о том, сколько ей надо мощности. В то же самое время, система пропульсии должна сообщить двигателю, сколько она приняла "на грудь", а двигатель должен сказать сколько у него есть, и сколько он уже дал. Получается какой-никакой замкнутый круг. Если одна система не сообщит другой о своих планах, то ничего работать не будет, и пароход никуда не поедет. Вся эта вакханалия заключается в нескольких датчиках и потенциометрах. В системе пропульсии стоит потенциометр, который наглухо прикручен к сервомотору, в свою очередь толкающий посредством гидравлики винт, меняя его положение. Зная положение винта, потенциометр сообщает двигателю о его текущем статусе, а двигатель добавляет или убавляет мощность, толкая топливную рейку.
Подключив мой изрядно возбудившийся мультиметр к датчику обратной связи регулятора, я понял, что проблема не в пропульсии, а именно в двигателе. При остановленном моторе датчик выдавал около 7 мА, что никак не вязалось с заводскими настройками. При стоячем двигателе и механическом положении рейки 0 мм показания должны быть в диапазоне от 4 до 4.85 мА. Я собрал все свои вопросы в заметки рабочего бесполезного айфона "SE", и пошел с ними к старшему механику. В итоге выяснилось, что на выходе из дока у них уже были проблемы с запуском и система выдавала ошибку "Перегрузка двигателя". А перед этим было произведено обслуживание регулятора Woodward сторонней организацией, естественно, без лицензии. Записав всю информацию в историю болезни парохода отправился проверять показания на рейке. Вот оно! Проблема найдена. Топливная рейка упиралась в трубку смазки на первом цилиндре и не давала упасть до нуля.
То есть, после обслуживания регулятора, хлопцы с прямыми руками установили его на место, и даже не проверили положение топливной рейки. В итоге команда запускала двигатель не с нуля, а с 10% нагрузки, что вводило в заблуждение датчик обратной связи. Кстати, вот и он:
Решение проблемы.
Чтобы решить проблему, нужно полностью перенастроить регулятор, топливную рейку и обратную связь. Для этого нам понадобятся:
- Ключи накидные на 17 и 19
- Маркер для того, чтобы вернуть всё в зад, если что-то пойдет не так.
- Мультиметр, подключенный на показания в мА.
- Бумажка от старшего механика, где написано - какие показания были с постройки судна.
- Для начала выставляем 0 мм на регуляторе.
- Выставляем 0 на всех топливных насосах.
- Выставляем максимум.
Готово! Заводимся и проверяем работу двигателя. Есть еще много нюансов по настройке отдельных элементов рейки, такие как: расширение хода регулятора, отдельная настройка датчика обратной связи, выставление максимальной позиции топливной рейки.
Лайк, если было интересно. Подписка, если хочется больше подобного контента. Всех обнял-приподнял,
ФандоринЪ.