В один из выездов на рыболовный траулер, заказчик пожаловался на провал напряжения 24 вольта постоянного тока. Проблема была описана заказчиком в классической манере: "Мы тут что-то делали, всё было как обычно, ручку туда-сюда покрутили, и всё пропало". В ходе беглого осмотра было понятно, что проблема не "в мозгах", а в явных проблемах с организацией бесперебойного питания для системы удаленного контроля двигателем. Проблем при поиске неисправности добавляло тотальное отсутствие инструкций и чертежей, так как судно 1987 года постройки и капитан там из рода Джека Воробья, а команда уже давно стала частью корабля. Собственно говоря, о судне: Рыболовный траулер, размеры 61.4 x 14.01 метра, гросс тоннаж 2028 тонн, двигатель MAN 7Ч32/40 3500 кВТ. Система управления пропульсией: Альфатроника 2000.
Спустя 6 часов танцев с бубном, открыванием всех возможных электрических щитов в машинном отделении и щупаньем кабелей, мне удалось-таки найти источник питания. Бесперебойным его можно было назвать с большой натяжкой, так как установлен он был скорее всего в тот же год, в котором был построен пароход. Источник представлял из себя классический трансформатор 220 на 24 вольта с доисторическим контроллером зарядки аккумуляторов:
Но несмотря на олдскульный вид, справедливости ради он работал без нареканий и не было найдено следов сгоревших трансформаторов или плат. Противопоставить Норвежскому производителю "AS ELTEK" можно только советскую аппаратуру😂 Прошу обратить внимание на кнопку "Loading/Boost", которая свидетельствует о наличии одноименной функции для использования ИБП в качестве стабилизатора напряжения.
Разобравшись с источником, принялся за инспекцию батарей. Выглядели они довольно бодро, но на двух из них питание ушло в долгосрочный отпуск:
Найденные дохлые батареи никак не облегчали задачу, так как выяснилось, что питание на них приходит не с олдскульного ИБП, а из другого источника. Снова принимаюсь за щупанье проводов и гадание на картах таро, чтобы найти заветный выключатель. Долго искать не пришлось. К моему, счастью элктромонтажники протянули кабель фиолетового цвета, который освещал путь к РЩ по всему машинному отделению. Виновник торжества был найдет, но загвоздка была в том, что автоматический выключатель выдавал 440 Вольт переменного тока, что никак не клеилось с найденным мною оборудованием. Пришлось искать дальше. Спустя еще пару часов и литра кофе выяснилось, что 440 Вольт переменки питают зарядное устройство WAGO с понижением до 24 Вольт постоянного тока.
Даже без наличия двух высших образований можно обнаружить отсутствие питания на данном аппарате, так как индикатор "ОК" не горит. Для пущей уверенности тыкаю мультиметром на входящие клеммы. Питания, естественно - нет. Автомат на 440 Вольт был выключен. Казалось бы - можно писать отчет о проделанной работе и собирать чемодан. Но, половина дела найти неисправность, вторая половина - её устранить. Коренной причиной являлась банальная перегрузка сети, так как всё оборудование было подключено параллелно в одной цепи и после установки очередного "мониторчика" для удобства команды и судовладельца, сеть просто не выдержала нагрузки. Вот так выглядела панель в машинном отделении:
А вот так было расключено оборудование:
Было принято решение накидать электрическю схемку для разлучения этой парочки бабушкиных пробок:
Помимо схемы требовалось выбрать, рассчитать и самое главное - найти источники питания. Так как обычный ИБП для дома и дачи на пароход не воткнёшь. Требуется типовое одобрение Регистра. Выбор пал на Phoenix Contact и WAGO. Аппараты данных производителей давно работают со всеми возможными регистрами, и проблем при их установке не возникнет. Проблема номер 1 во все времена - это отсутствие наличия. Или наличие отсутствия - кому как удобно. Поиск комплектующих я с чистой душой и совестью перекинул на заказчика, оставив ему для удобства лишь пару скетчей как должна выглядеть модификация. Предложил ему 2 варианта:
- Phoenix contact QUINT-PS 1AC/24DC/20 в совокупности с QUINT-UPS 24DC/24DC/10/3.4Ah + QUINT-BAT/24DC/12Ah.
2. WAGO switched power supply 440/24.
Второй вариант устраивал меня больше, так как это максимально упрощало жизнь мне и заказчику. Во-первых - не нужно было тратить кучу денег на Phoenix Contact. Во-вторых - установка могла быть реализована в том же месте, что и старый зарядник от WAGO. Нужно было только кинуть пару тройку новых кабелей и подключить дополнительные батареи. Но так как заказчик медлил с выбором и явно не был заинтересован в решении этого вопроса, я до сих пор не получил ответа какую схему мы будем реализовывать в конечном итоге.
Вывод: Если использовать варианты предложенные выше, можно устранить проблему скачков напряжения. Достаточно разделить источники питания и не перегружать сеть. А если и перегружать, то нужно точно знать сколько энергии потребляют вводимые в эксплуатацию приборы.
Лайк мне за старания и подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение эпопеи. Если нужны расчеты по выбору источников питания, пишите в комментариях - разберем вместе.
Телеграмм https://t.me/fandorin_tut