Найти тему
XMusic Studio

История развития музыки и что её делает популярной сегодня?

Оглавление

Привет! Ежедневно нам прилетает десяток демоверсий и опубликованных треков от исполнителей. Однако найти среди них что-то интересное и классное достаточно тяжело. Сегодня расскажем вам о важном секрете, который делает трек успешным и который от вас скрывают известные исполнители!

Рассмотрим кейс

Возьмём некоторого условного исполнителя, назовём его Евгений. Евгений занимался несколько лет в вокальной школе, имеет музыкальное образование, идеальный слух, публикует свои произведения. Но несмотря на всё это, его по-прежнему никто не слушает, он не попадает в промо, а лейблы поголовно отказывают ему в сотрудничестве.

Возьмём другого артиста, назовём его Александр. Александр - самоучка, который даже не помнит наизусть мажор и минор. Свои произведения Александр создаёт дома на компьютере ни разу не затрагивая тему развития вокала. Даже не смотря на это, у Александра ежемесячно прилетают десятки предложений на контракты, он даёт концерты и собирает миллионы стримов с площадок.

В чём же разница?

Для начала надо окунуться в небольшую историю и понимание. Давайте поймём, какие треки мы можем называть хорошими. Для начала предположим, что это треки, которые не нарушают тональность, имеют грамотную позиционную и громкостную расстановку. В таком случае, казалось бы, Евгений подходит куда нельзя лучше, но не будем торопиться с выводами.

История развития музыки

19 век. «Период аранжировок». В это время «музыка» представляет из себя то, что мы сейчас нажзываем лишь частью музыкального произведения - оркестровые сборники, произведения, играемые на конкретных инструментах и т.п. Музыка играется на сложных и дорогих инструментах, что делает её недоступной до массового круга. Никакого вокала и текста. Музыка передаёт настроение своим ритмом, тональностью и оставляет свою суть на понимании осознанием слушателя.

Приватный концерт 19-го века в Зимнем дворце, Санкт-Петербург
Приватный концерт 19-го века в Зимнем дворце, Санкт-Петербург

Начало 20 века. «Опера». 20 век решил внедрить вокал в оркестровые и сольные произведения, что породило за собой новый жанр, известный и по сей день - опера. До сих пор всем известно, что опера - великое искусство, требующее усердных работ и, в виду сложности вокального исполнения в физическом плане, также возможно далеко не всеми.

Создать карусельОперная труппа, XX век.
Создать карусельОперная труппа, XX век.

В 20-х годах 20-го века начинает формироваться понятие «Электронная музыка». До сих пор нет конкретного описания данного понятия и, если его использовать по общепринятому мнению, то «электронной музыкой» можно назвать 99% современных произведений. Технологии начинают замещать сложные механические устройства. К середине века появляются первые инструменты, извлекающие звук за счёт работы электричества. К 60-м годам начинают формироваться первые ансамбли, использующие достижения технологий в музыкальной сфере. Появляются первые электронные компрессоры и ревербераторы.

Роберт Муг и Теллармониум - первый электронный музыкальный инструмент
Роберт Муг и Теллармониум - первый электронный музыкальный инструмент

Семидесятые годы стали революционными в истории музыки мира и СССР. Музыка становится доступнее, открывается множество музыкальных школ, однако вокальное исполнение по-прежнему требует годов обучения, а музыка пишется в живую. В мире же начинает появляться тенденция электронного звучания.

Восьмидесятые года. И вот она - революция Советской музыки. Электронные синтезаторы, электрогитары. Повсеместно на аранжировках начинают появляться электронные устройства, замещающие сложные инструменты. Звук теперь возможно записывать напрямую, не используя посредников в виде микрофона. Вокальное исполнение становится намного проще и упор идёт преимущественно на запоминающиеся текста, заедающие в головах. Подтверждение успешности этой схемы может быть то, что дискотеки 80-х проходят до сих пор, а музыку той поры до сих пор крутят по радио, телеэфирам и обожают повсеместно не только взрослые, но и дети современного поколения.

Ещё одним максимально упущенным историческим моментом мы считаем формирование проекта ENIGMA, который создавался на протяжении трёх лет (1987-1990) немецким музыкантом и композитором Мишелем Крету. Проект стал не только смешением характерных для абсолютно разных жанров инструментальных дорожек, но и внедрением технологий для создания уникальных синтезаторов, обработки голоса и формирования музыки будущего.

Мишель Крету на студии звукозаписи. Именно здесь и была создана ENIGMA
Мишель Крету на студии звукозаписи. Именно здесь и была создана ENIGMA

Девяностые. Период роста музыки. Во всём мире теперь активно используется электроника не только для минусовок, но и для обработки вокала. С ними создание конечного вокала становится проще, а простор для работы звукоинженера - шире.

ДОМАШНЯЯ студия 1990-х
ДОМАШНЯЯ студия 1990-х

Для СССР и пост-советского пространства восьмидесятые и девяностые были сложным периодом. Музыка по-прежнему доступна «по белому билету», однако, с другой стороны, это формирует низкую конкуренцию для массового слушателя. В то же время, развитие музыки в СССР и молодой России не уступало по уровню зарубежной музыке. Более того, происходил активный обмен. Множество произведений СНГ покупалось и перезаписывалось, то же самое происходило и в обратную сторону.

Написанную в современности музыку похожую на жанр, характерный для девяностых называют «синтвейв» - смесь синтезаторов, электрогитар и иных электронных инструментов.

Обработка вокала становится более заметной и теперь уже является полноценной частью финальной работы.

В 1996 году появляется технология VST, без которой существование современной музыки попросту невозможно, но затронем её мы немного позже. Через год после неё выходит программа Fl Studio для персональных компьютеров (Abletone появится в 2001). Тогда всё это было технологиями «для избранных», сейчас же эти инструменты являются основополагающими и есть на устройствах у 90% звукоинженеров, композиторов, диджеев и исполнителей.

Один из первых интерфейсов FL Studio, 1998
Один из первых интерфейсов FL Studio, 1998

Нулевые. Обширность и развитие технологий продолжается, но, в то же время, композиторы и звукоинженеры уже идут по общей тропе уменьшения электронного звучания. Нет, электронные инструменты никуда не пропали. Теперь же популярностью пользуются электрические инструменты, симулирующие звук настоящих инструментов. Это позволяет сделать произведение «более живым». Всё меньше мы слышим «электронного шума», звучание голоса становится более живым, но требует ещё больших усилий. Ведь теперь вокал надо не только обработать, но и грамотно вписать его. Текста по-прежнему простые и обретают формы «куплет-припев-куплет-припев-припев». Припев становится заедающим, чтобы он возникал в голове слушателя по первой строчке, куплеты же используются для развития истории и настроения произведения.

В 2001 выходит первый релиз исполнителя «Глюкоза», спродюсированный Максимом Фадеевым. Уже тогда были попытки ориентироваться на молодую аудиторию за счёт подъёма проблем подростков и создания соответствующего визуала в клипах.

Продюссер Максим Фадеев на студии
Продюссер Максим Фадеев на студии

Десятые. Начало десятых на всемирном пространстве становится простоем. В то же время, персональные компьютеры становятся более дешёвыми и распространёнными. Вместе с ними популярными становятся и упомянутые нами программы. Постепенно возможность писать музыку сидя за компьютером дома не имея музыкального образования становится привлекательной для многих. Кто-то заходит «в игру» ради простого эксперимента возможностей, а кто-то внедряется с головой в процесс. Музыка становится всё больше и больше общедоступной и с каждым годом популярность создания произведений растёт с геометрической прогрессией. На YouTube появляются бесчисленные множества роликов о том, как создать музыку дома.

Стриминговые сервисы, наконец, начинают становиться всё более и более популярными и более прибыльными, несмотря на низкую волатильность по отношению к продаже кассет, дисков и винила.

Старый интерфейс раздела «Музыка» в социальной сети ВКонтакте
Старый интерфейс раздела «Музыка» в социальной сети ВКонтакте

В 2014 году легендарный Skrillex, будучи человеком без музыкального опыта и будучи обычным экс-гитаристом малоизвестной рок-группы, выпускает свой первый дебютный альбом. В 2016 году Marshmello публикует дебютный альбом и покоряет им американские чарты. В это же время у The Weekend выходит легендарный альбом Starboy с совмещением современного свежего звучания и слабым электронным звучанием из 80-х - 90-х. Сейчас мы слушаем музыку этих исполнителей даже не подозревая о их существовании и о том, какой неоценимый вклад ими был вложен в развитие и формирование современных музыкальных тенденций.

Skrillex, 2014 год.
Skrillex, 2014 год.

Рэп и Хип-хоп набирают общую популярность не только на мировом, но и на Российском уровне. Музыка начинает захватывать пространства интернета и вот уже она становится доступной каждому имеющему даже простейшее мобильное устройство. Формируется множество исполнителей, сформировавших Российскую культуру Рэпа и Хип-хопа. MORGENSHTERN* начинает серию популярных видеороликов «изиреп», где высмеивает популярных рэп-исполнителей, демонстрируя массовому зрителю как просто создаётся любимая всеми музыка. Под руку видеоблогера попадают Элджей, FACE*, PHARAOH. СНГ пространство занимают тысячи видео-гайдов о создании музыки. SLAVA MARLOW начинает карьеру видеоблогера и уже на тот момент качественно демонстрирует узкому кругу создание произведений уровня чартов.

В 2017 выходит первый релиз 100 gecs - признаными прородителями жанра Хайперпоп.

2019 год. Y2K публикует видео, где показывает, как трек «Lalala» (55 место в чарте Billboard) создаётся за 3 минуты. Легендарный «Трек за 5 минут» (MORGENSHTERN*, SLAVA MARLOW) порождает в умах подрастающего и развивающего поколения, активно впитывающего информацию, что музыка - это не только легко, но и быстро. Появляются курсы по созданию музыки, а «Легендарная пыль» полностью доказывает, что музыка никогда не станет прежней. Миллион прослушиваний за полчаса, множество треков в топ-10 русскоязычных чартах, 22 платиновых диска и всё это создано за одну неделю полностью в одной программе в прямом эфире.

DJ DIMIXER, SLAVA MARLOW, MORGENSHTERN* на записи альбома «Легендарная пыль» в домашней студии
DJ DIMIXER, SLAVA MARLOW, MORGENSHTERN* на записи альбома «Легендарная пыль» в домашней студии

2020 год стал сложным для человечества и многих сфер бизнеса, но для музыки это стало очередным этапом развития. У слушателей появилось больше времени для прослушивания музыки, а социальная сеть Tik-Tok позволила новым исполнителям массово демонстрировать своё творчество.

Сниппет трека «Звезда упала» (Sqwore) в Tik-Tok. Десятки тысяч клипов, десятки миллионов просмотров.
Сниппет трека «Звезда упала» (Sqwore) в Tik-Tok. Десятки тысяч клипов, десятки миллионов просмотров.

Популярность начинает набирать хайперпоп и фонк, окончательно перевернув игру. Жанры нарушают все правила создания музыки: множественные перегрузы, несовместимые инструменты, которые нравятся слушателю. Это же не обходит и СНГ рынок музыки. Чарты Spotify заполняются фрешменами жанра хайперпоп - Sqwore, 17 SEVENTEEN, LXNER, quiizzzmeow и др.. Дуэт звукоинженеров Midix выпускает релизы 2DWORLD, Acid Eyes, HYPERPOP ATTACK. На минуту, ребята забирают чарты, будучи ещё обычными школьниками. Эксперименты в музыке приобретают новый характер. Появляются жанры опиум, детройт. Музыка пишется более молодым поколением и это делает её ориентированной на молодёжь, что и пораждает большее развитие и охват.

В последствии даже после снятия ковидных ограничений, музыка станет ещё более активно слушаться. MP3 плееры заменяют мобильные устройства с онлайн стриминговыми сервисами, доступными каждому, а искать и находить новую музыку от неизвестных исполнителей становится проще.

Sqwore и 17 SEVENTEEN на записи TOASTER CYPHER #4, 2021 год
Sqwore и 17 SEVENTEEN на записи TOASTER CYPHER #4, 2021 год

В современной музыке жанр хайперпоп угас по отношению к 2020-му году, однако это уже окончательно всеми сформировало понимание:

Музыка - это просто для каждого

Активное развитие сервисов дистрибьюции и социальных сетей позволяет каждому желающему занять чарты за один вечер не покидая своей комнаты.

Но всё же стоит ответить на главный вопрос этой статьи. Почему же Евгений, профессионал, окончивший вокальную школу, никогда не получит уровня Александра-самоучки. Дело в звуке.

Музыкальное образование является устаревшим и по-прежнему ориентировано на развитие навыков вокала, которые, как показывает практика, в современной музыке никому не нужно. Автотюн давно заменил умение попадать в ноты, а грамотная работа звукоинженера замещает годы обучения исполнителя. Текстам не нужно быть сложными и выполнять роль «повествователя». Достаточно просто быть заедающими и понимаемыми каждым слушателем.

Подтверждение этому можно просто увидеть или услышать послушав живое исполнение современных исполнителей. Голоса некоторых из них вы даже не узнаете. Яркий пример, исполнение NILETTO трека «Краш» на премии МУЗ-ТВ 20/21. Раньше музыка характеризовалась глубокостью и вокалом, сейчас же слушатель в погоне за стилем и звучанием.

Но, не стоит расстраиваться! Любители классики существуют и по сей день, а свои навыки и умения надо лишь уметь адаптировать под желания слушателя и, поверьте, тогда вы сможете создать что-то новое, что поразит сердца миллионов!


* - признаны иноагентами