Я уже писала о том, что проработала в первой своей школе только год, меня, можно сказать, с позором уволили. Но желания работать в образовании это не отбило, тем более страна нуждалась в учителях, даже таких, как я))
Если первая моя школа считалась одной из лучших в районе, что никак не хотел подтверждать мой незабвенный 7 Б, то вторая была одной из худших. Но именно в этой школе прошли мои самые лучшие годы в роли учителя: я была молода, не замужем, полна энергии, тогда еще не нужно было писать огромное количество бумажек, не было, естественно никаких чатов, фотоотчетов и всякой другой подобной мути. У меня было время и большое желание побольше проводить времени с детьми. Тем более что на второй год работы в новой школе мне дали классное руководство в очень хорошем классе с добрыми и понимающими ребятами.
Но первый год полностью предоставил мне возможность ощутить "прелести" классного руководства. Тогда завуч, очень мудрая, понимающая женщина, педагог по призванию ( это естественно я поняла в дальнейшем) поставила меня в ситуацию выбора: " Сразу скажу, пятый класс мы вам не дадим, все разобрали, но без классного руководства вы работать не будет. Выбирайте, сколько хотите мучиться: год или три?" Видя мое недоуменное лицо, пояснила: "Выбираете или девятый класс или седьмой. Сразу скажу, классы очень проблемные, классные руководители меняются в них каждый год, но вы сами увидите, вы там уроки вести будете. А на следующий год мы вам дадим очень спокойных и добрых детишек, я обещаю".
Я думаю, что все бы выбрали год мучений, а не три, поэтому я стала классным руководителем 9 В. Столько лет прошло, я учила их всего один год, но каждого помню поименно, помню все , что вытворяли мои "детки" в школе и не только. Все знают, что, в первую очередь, если ребенок где-то накосячил, спрашивают школу, а не родителей.
В классе было всего 15 человек. Нет, это не был класс коррекции, более того, в прошлом году учеников было достаточное количество, но за лето ушли 8 человек ( понятно, что лучшие его представители) и класс оказался на грани закрытия. Администрация школы прекрасно понимала, что оставшихся товарищей ни в коем случае нельзя было распределять в другие классы, которые от такого пополнения явно бы не обрадовались, поэтому решено было открыть национальный класс. Это сейчас в каждой республике в обязательном порядке изучают национальный язык, тогда же, в начале девяностых, такие классы открывались в качестве эксперимента. В них разрешалось любое количество учеников.
И вот представьте себе ситуацию: в классе нет ни одного башкира, но в учебном плане у них стоит обучение "родному" языку в количестве двух часов в неделю. "Замечательное" решение: в выпускном девятом классе начать учить башкирский язык.
Когда я осторожно поинтересовалась у завуча, а кто собственно будет прививать азы языка девятиклассникам ( сами понимаете, в школе не было ни одного учителя- предметника), завуч, вздохнув, с сожалением в голосе произнесла: "Конечно, вы, кому же еще. Вы классный руководитель и филолог. Я же не математику прошу вас вести". Как, почему я? Я что, право имею? А ничего, что я не знаю практически ни одного слова на башкирском, что нет учебников, что ученики совершенно не будут воспринимать этот предмет. Да это же чушь какая-то... Сейчас я бы, конечно, ни за что не стала вести башкирский, но тогда мне даже в голову не пришло, что можно отказаться и никто бы меня не заставил. В общей сложности я вела у своего девятого класса 4 предмета, практически каждый день два урока были мои. И вот тут я поняла, что прошлогоднему 7 б можно было еще многому поучиться у девятиклассников в плане выведения учителей из себя и не только.
Я помню свое первое знакомство с классом. Я уже знала, что из 15 человек, 7 состоят на учете в милиции за разные "хорошие" поступки, что в классе всего одна ученица учится без троек ( Бедная, что она там забыла, почему не уйдет), что у них сменилось бесчисленное количество классных руководителей, а прошлогодний, мужчина-историк, так вообще из школы уволился. Я очень боялась, очень. Но то ли ребята пожалели мою неопытность, то ли надоело им уж очень сильно косячить, но в течение года они ни разу меня никуда не послали, не ударили, даже тетрадки сдавали... иногда.
Первый диалог с новым классом:
-А вы в нас стульями будете кидаться?
-Зачем? ( Какие бы смайлики подобрать, чтобы выразить мое изумление)
-А прежний классный кидался, правда, ни разу не попал.
-Нет, ребята, даже если очень захочу, не получится. Стулья уж больно тяжелые.
А стулья действительно были основательные, металлические. Видимо, сильный был товарищ историк, раз мог использовать их для броска. В общем, в дальнейшем стульями я в детей не кидалась, хотя иногда очень хотелось. Ни с одним классом я не пережила столько эмоций, как с 9 в, никогда столько не плакала ( не при детях, конечно) и никогда больше не пила валерьянку в кабинете директора. Но об этом, в следующих рассказах.