Найти тему
Цифровой чай

Скайнет на службе маркетолога

Персонализированной (или как её ещё называют, таргетированной или контекстной) рекламой в наше время никого не удивишь. Все сталкивались с ситуацией, когда что-то искали в Интернете, а потом в рекламных объявлениях на сайтах удивительным образом видим товары и услуги, связанные с объектом нашего поиска. Но это условный Яндекс или Google, видя наши поисковые запросы, продаёт контекстную рекламу в цифровом пространстве. Развитие искусственного интеллекта (ИИ) позволило рекламодателям выйти за пределы вашего браузера и настигнуть вас в реальном мире. По крайней мере, японцам это уже грозит.

Fujitsu
разработала и сейчас тестирует в первых супермаркетах камеры на основе ИИ, которые будут отслеживать поведение покупателей, определять заинтересовавшие их товары и на основе этого демонстрировать им на ближайших экранах персонализированную рекламу. Чтобы, так сказать, помочь принять окончательное решение купить вооон ту коробку печенья. В начале 2024 года Fujitsu планирует завершить этап тестирования и представить рынку готовый продукт.

Что нам здесь важно?

Мы видим, как тенденция на "индивидуальную работу с клиентом" набирает обороты за счёт развития новых технологий. Причём, реклама — это просто самый яркий представитель этого направления. В активно цифровизирующемся мире появляется возможность собирать, хранить и обрабатывать огромное количество информации о каждом из нас. Причём, методы сбора и обработки становятся всё совершеннее. Мы везде оставляем свои "цифровые следы". Теперь — даже просто посмотрев на коробку печенья на полке супермаркета.

И не знаю как вам, но мне немного жутковато от мира, где каждый твой шаг, взгляд или мысль (про мысль — не так фантастично, как кажется) будут аккуратно записываться, анализироваться и использоваться для причинения вам непоправимой пользы.
Понятно, что в данном примере у рекламщиков цель сугубо локальная и меркантильная:
впарить вам свой товар помочь определиться с выбором. Но даже здесь можно проследить вмешательство в процесс выбора товара покупателем, и посягательство на само право делать такой выбор самостоятельно.

Представьте: человек на диете, или просто на ЗОЖе, борется со своей привычкой кушать всякие сладости. И у него вполне прилично получается. Он даже лишь на секунду дольше нужного задержал взгляд на коробке печенья в магазине, и уже почти прошёл мимо, довольный своей силой воли. И прошёл бы. Но тут на соседнем экране вылезает милый персонаж, в красках рассказывающий, какое нежное и вкусное печенье лежит вон там на полочке. И вот наш герой уже на кассе с тремя коробками этой вкусняшки.

И это довольно безобидный пример того, как зная о нас многое
(слишком многое), можно с помощью такой вот "мягкой силы" влиять на наш выбор, наше поведение, наши взгляды. И уж поверьте, такие технологии будут интересны всем — от маркетологов в магазинах до политиков на выборах.

Да, в новом дивном мире определённо нужна будет шапочка из фольги. Осталось только понять, что она из себя будет представлять, и где её брать. Возможно, осознанность и критическое мышление останутся нашими единственными союзниками в борьбе за право
думать самим.

================
Подписывайтесь на
Telegram-канал "Цифровой чай". Про IT доступно.