Федору УСЫНИНУ в ноябре исполнится сорок лет. У него есть двое сыновей и лапочка дочка, он построил дом, сейчас руководит Минусинской местной организацией Всероссийского общества слепых, а еще активно занимается спортом: бегает, плавает, метает ядро, занимается пауэрлифтингом и ходит под парусом.
А в сентябре поступил в Минусинский краевой колледж культуры.
Повезло мужчине, скажете вы, жизнь удалась!
И будете правы. С одной лишь оговоркой: Федор – слепой человек.
Так что дело не в удаче. Всем хорошим он обязан исключительно себе, а точнее – желанию чувствовать жизнь во всех ее проявлениях и умению радоваться каждому шагу вперед.
– Федор Федорович, объясните для наших читателей, каково быть слепым?
– Представьте, что вы не видите очертания предметов и людей. Вы лишь можете понять, темно вокруг вас или светло. Вот в таком мире сейчас живу я.
– Вы сказали: «сейчас», значит, вы не с рождения слепой?
– Да, успел окончить 11 классов в Жерлыке и поступить в Шушенский колледж на механизатора, обожал копаться в технике. А вот работать по специальности не смог – зрение стало падать катастрофически. Всё из-за травмы. Раньше ни одна дискотека без драк не обходилась. Вот на одном из таких побоищ между Жерлыком и Шошино я и пропустил удар в подбородок, от которого упал навзничь, затылком об асфальт. Скоро в темноте стал хуже видеть, а потом и днем начал прищуриваться. Но всерьез понял, что дело плохо, только в военкомате на медкомиссии, когда в таблице по просьбе окулиста лишь первую строчку и увидел. С тех пор прошел множество комиссий и обследований, но вердикт не менялся: неоперабельно, некорректируемо. Ждите, мол, технологии развиваются, может, доживете до счастливых времен, когда вам смогут вернуть зрение.
– Насколько я понимаю, ждать сложа руки вы не стали...
– Да, пока было остаточное зрение, ночью на мельнице работал, днем дом с друзьями строил. В мае начали заливать фундамент, а 11 ноября уже в дом заехали. К тому времени первенцу Саше 6 лет было. Достраивал дом уже на ощупь. Пристроил ванную, кочегарку, веранду, второй этаж. Баню в прошлом году возвел вместе с соседом. Шкантоверт тяжелый, соседу не по силам. Ставит его на нужное место, а я – верчу. Зашкантил, засверлил, шкант забил, дальше передвинулся. И так – всю баню, где, кстати, сам провел электричество, установил выключатели, розетки, люстру повесил. Крышу – обрешетку, металлочерепицу – всё сам.
– Как сам? На высоте!
– Так я не вижу высоты, мне и не страшно! Главное, контролировать себя – где находишься и за что держишься, чтобы не взяться за доску, которую еще не прикрепили.
– Вы сейчас смеетесь и шутите, но, очевидно, принятие нового себя прошло не так гладко...
– Мне очень помогла реабилитация в Бийске от общества слепых. Это не то, что здесь: я слепой, а все вокруг зрячие. В нашем заезде было 62 человека, и все либо с остаточным зрением, либо слепые. У некоторых ситуация вообще аховая. Как у Антона – он не только зрения лишился после инсульта, но и осязания с обонянием. В центре ему здорово помогли, он словно заново народился.
Как и я. Раньше-то у меня была задача – обеспечить семью и построить для нее дом, ни о каком развитии я и мечтать не смел. А в «Центре реабилитации слепых» Бийского филиала им. М.Н. Наумова понял, что могу обучаться на компьютере, брать уроки столярного дела, вырезать по дереву, играть на гитаре. Но самое главное, нас научили ориентироваться как в помещении, так и на улице, пользоваться рельефно-точечным шрифтом Брайля. Для слепого это означает – стать независимым от других.
– Технический прогресс в этом смысле вам на пользу.
– Да, сейчас много программ, озвучивающих всё, что написано. В смартфонах есть голосовые помощники, с их помощью даже коммунальные услуги оплачиваю.
– То есть упаднического настроения в связи с болезнью у вас нет?
– Я слепой, но в остальном-то здоров! Дом построил, детей ращу, передвигаюсь сам – в тренажерном зале, бассейне. Даже на охоту с друзьями езжу. Только не охочусь, кухарю. Не уверен, что смог бы так радоваться жизни, будучи зрячим, но обездвиженным.
А плохое настроение и у здорового бывает.
Переживаю только, что не успел увидеть сына Артема, дочку Анечку. Но у нас с ними связь на другом уровне. Я, к примеру, чувствую, когда доча на меня смотрит, а сынок, говоря «смотри», всегда дает мне это в руки. Или берет меня за руку: «Пойдем, велик мне починишь, цепь спала!»
Я живу! Решили баню построить – построил. Потом с сыном старшим беседку сделали с мангальной зоной: он шлифовал, я фрезеровал. Жена Евгения говорит, красиво получилось. Она у меня боевая подруга, мы с ней с десятого класса вместе, так что она прошла со мной всё.
– Разговаривая с незрячим, многие продолжают невольно использовать слова «увидел», «посмотрел»... Вас не обижает такое обращение?
– Это же логично, что здоровый человек воспринимает мир всеми чувствами, какими обладает. Почему он должен подбирать слова, общаясь с тем, кому какое-то из чувств восприятия мира не доступно?
Сейчас вот один из членов общества рассказывал с обидой: спросил цену в магазине, а мне в ответ: «Ты что, не видишь?». Пришлось объяснять ему, что в потоке людей у продавца, конечно, накапливается усталость за день. Вот он и не приглядывается, зрячий человек или нет. Почему бы сразу не обозначить: «Я плохо вижу, подскажите мне, пожалуйста!» Люди же на самом деле вокруг не злые, просто каждый живет в своем мире, зациклен на собственных проблемах. Всегда говорю членам общества слепых: ничего страшного не произойдет, если вы изначально обозначите свой недуг в разговоре, тогда и вашему собеседнику будет легче понимать вас.
– А как вы смогли понять друг друга на регате, где в команде были и глухие, и слепые, и колясочники?
– Суть этого проекта «Паруса Духа» – научить людей общаться друг с другом, видеть человека, а не его недуг. Когда волонтер подвела меня к яхте и увидела узкий мостик, где вдвоем не пройти, растерялась: «Как же мне вас на яхту перевести?» «Берите, – говорю, – на руки и несите!» Жаль, не видел ее глаза в этот момент, только дыхание учащенное услышал. А сам уже мостик потрогал-«осмотрел» и пошел. Волонтер аж запричитала от страха, а мне привычно: мои руки – мои глаза сейчас.
Костяк команды у нас был семейный: капитан Валерий, два его сына – Иван и Гриша, жена Анастасия, а мы все – им в помощь. Неслышащего парня капитан за руль поставил, мне объяснил, как с парусом управляться, как канаты подтягивать, как отпускать. Я сидел на левом шпангоуте, Света с нарушениями опорно-двигательного аппарата – на правом. Мы за эту поездку так сдружились, будто знали друг друга очень давно. Много смеялись. Вообще в нашей жизни нужно ко всему с юмором подходить.
– И с азартом? Мне почему-то кажется, вы именно так и приняли предложение стать председателем местного отделения общества слепых.
– Очень благодарен Валентине Ивановне Прудковой, председателю Красноярской краевой организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийского Ордена Трудового Красного Знамени общества слепых», за доверие. Что и говорить, влился я в это всё сходу, почувствовал силы помочь большому количеству людей. С такой-то командой! Татьяна Вениаминовна Любяшкина помогает с документами,Ирина Владимировна Глоба с полуслова подхватывает все мои идеи, да что там, все завсегдатаи общества – очень творческие и активные люди, с ними мы и спортом занимаемся, и вокалом, и акции различные устраиваем.
Да и в администрации города с пониманием относятся ко всем нашим проблемам. Помогли с тротуаром, пешеходной дорожкой, установкой звукового светофора на Мартьянова. Сейчас вот получили специализированные шашки, шахматы, звуковой мяч для волейбола, ожидаем со дня на день теннисный стол для слепых.
В этом году наша организация отметила 90-летний юбилей. В этом здании общество слепых с 1963 года, нам удалось заменить забор. Мы с сыном столбы установили, арендаторы одной из квартир их забетонировали, проложили ленточный фундамент и помогли профлист установить. Мир не без добрых людей. К кому ни обращаюсь – все по мере сил помогают!
– Минусинская местная организация ВОС объединяет незрячих и слабовидящих всего юга края?
– Да! На сегодня у нас вместе с городскими 311 членов общества. В Идре – 6 человек, в Краснотуранске – 15... Самые большие из районов – Минусинский, Каратузский, Шушенский и Ермаковский.
Вся реабилитация – медицинская, профессиональная, социальная – начинается с нашего общества, мы можем помочь в оформлении документации для реабилитации, общаемся с фондом социального страхования по всем выплатам, получению книг, поездкам в реабилитационные центры, путевкам в санаторий и т.д.
– А на какую помощь государства сегодня может рассчитывать слепой человек?
– Когда человек оформляется на инвалидность, ему составляется индивидуальная программа реабилитации, включающая все особенности здоровья, и в зависимости от этого к электронным приборам, которые помогают увидеть текст (электронная лупа, «говорящие» часы и градусник, прибор для письма Брайля), добавляются тонометр или глюкометр с речевым выводом для страдающих гипертонией и сахарным диабетом соответственно. Всем выдаются плейеры для прослушивания аудио-книг. Есть школа собак-проводников в Волоколамске, куда на 10 дней незрячий приезжает, чтобы подружиться с новым товарищем. Затраты на все это берет на себя государство, как и по содержанию собаки и ее вакцинации на все годы жизни.
– Но все ли готовы принять помощь?
– Одной женщине, внезапно ослепшей, которая находилась в депрессии, мы не успели помочь. Хотя мы так душевно поговорили с ней по телефону. Убедил ее прийти к нам, но до нас она так и не дошла. Инсульт... Она не осталась один на один с бедой, ее окружала любящая семья, но, вероятно, так и не смогла принять свое новое состояние, сильно расстраивалась по этому поводу, отчего давление в какой-то момент превысило допустимую границу...
– И ее можно понять: с помощью органов зрения мы получаем до 90 процентов информации об этом мире...
– Думал об этом. И пришел к выводу, что несмотря ни на что нужно все-таки любить себя.
– Когда потакают своим слабостям, это тоже любовью называют...
– Когда мы кого-то любим, то в первую очередь вкладываем в это понятие заботу об этом человеке. То же и про любовь к себе: любить себя – значит заботиться о себе, своем здоровье, развитии, как физическом, так и умственном. Именно это я пытаюсь внушить каждому, кто приходит к нам в общество. Мы даже в соцсети вышли ради этого, чтобы о нас узнали те, кто впервые столкнулся с проблемами зрения. В феврале 2023 года прошёл обучение на курсах повышения квалификации в Москве в «РЕАКОМП» Всероссийского общества слепых, привез оттуда много интересных идей, часть из них нам уже удалось реализовать, часть – в процессе.
В обществе много творческих, спортивных, легких на подъем людей – какие бы соревнования или конкурсы ни проходили, всегда готовы принять участие. И это понятно: эмоции от спорта непередаваемые! Вы только представьте, каково это – слепому пробежать стометровку! С полной выкладкой! Да на финише ты бежишь так, словно уже летишь! Это ли не эмоции? Это ли не жизнь?
Минусинская местная организация ВОС, г. Минусинск, ул. Мартьянова, д. 36 / 3, тел. 8(39132) 2-22-68
Электронный адрес: minusinsk.mo.vos@mail.ru
ВКонтакте: ВОС Минусинск
Специализированная библиотека – тел. 8(39132) 2-08-59
Материал опубликован в выпуске «Власть Труда» №41 (18.644) от 12.10.2023