От многих взрослых можно услышать горестное: современные дети и подростки очень далеки от настоящего искусства, не интересуются им, не понимают, считают адовой скучищей и вообще им такое же дело до него, как муравьям-легионерам до уровня безработицы в Албании.
Не был, не состоял, не участвовал, не привлекался
С одной стороны, всё вроде практически так и есть. И на ОГЭ, и на ЕГЭ по русскому языку обязательными являются тексты, посвященные искусству (к слову, который год текст по проблеме назначения искусства «отправляется» именно на т.н. Центральный регион, то есть это наша ежегодная головная боль), и работа с ними иногда просто горькие слёзы и вынос последнего мозга, особенно с девятиклассниками. За редчайшим исключением, не знаем ни художников, ни композиторов, ни режиссеров, ни архитекторов – выуживать хотя бы какую-то мысль приходится титаническими усилиями (промолчим не будем молчать о том, что репродукции "Золотой осени" И.Левитана есть в учебниках по русскому языку и литературе с 4 по 7 классы, "Бурлаков на Волге" И.Репина – в учебниках по истории и русскому языку 6-8 классов, есть и "Грачи прилетели" А.Саврасова – в учебниках по русскому языку и литературе 2-8 классов).
И однажды мне это надоело.
Единство и борьба противоположностей
С 9 классом времени на игрушки «уроки МХК» времени, к сожалению, нет, а вот с десятиклассниками, которым сдавать ЕГЭ только через год, я оттягиваюсь от души.
Что требуется уметь выпускнику? Анализировать текст и уметь интерпретировать мысли автора. Но без навыка проникновения в художественный образ это сделать нельзя. А так как сфера воображения в области искусства у выпускников часто напоминает блок огнеупорного бетона, приходится эту сферу раскачивать, чтобы там затеплилась хоть какая-то жизнь. И мы, например, не просто читаем вместе «Евгения Онегина» (подавляющее число 10-классников ничего не понимает в этом произведении, даже прочитав его по программе в 9 классе). Выпускники анализируют иллюстрации Л.Тимошенко и Е. Самокиш-Судковской, сравнивают их, анализируют релевантность их собственным образам героев и т.д. Поначалу некоторым скучновато, но по мере вхождения в текст я вижу, как неизбежно на каком-то этапе проявляется интерес и даже проскакивают светлые мысли. Кроме того, так как у современных детей ооооочень плохо с пониманием эпохи 200-летней давности, мы смотрим и слушаем некоторые сцены из фильма-оперы «Евгений Онегин» 1958 года – сами выпускники не в состоянии представить (у них воображения не хватает), как именно изменилась Татьяна, чем именно отличался бал в деревне от бала в богатом петербургском доме. Что вообще такое бал. Но главное даже не это. При том, что, кажется, никто так не далёк от оперы, поставленной в середине прошлого века, больше, чем современный среднестатистический выпускник школы, ни один из них никогда не оставался равнодушным. Гениальная музыка, потрясающие актёры, выдающиеся оперные певцы – это может не затронуть только буратино (мне, к счастью, не попадались). С некоторым изумлением я поняла, что сила настоящего искусства – это не просто слова. Любой эмоционально здоровый ребенок, пусть даже шестнадцати лет, не в состоянии ей противостоять. Да, его надо подготовить к восприятию прекрасного, прогреть и активизировать неокортекс и таламус, отвечающие за воображение, а также область медиальной орбитофронтальной коры головного мозга (некоторые учёные считают, что именно эта зона задействуется при восприятии красоты). И да, это никогда не быстрый процесс, тут курочка по зёрнышку клюёт, и заниматься этим долго и тяжело. И да, сегодня это делать намного тяжелее, чем поколение назад – у современного подростка слишком много отвлекающих и завлекающих не туда, куда нужно, раздражителей. Но главное – это не безнадёжно. И ведь это делать необходимо. Вопрос только в том, кто же и где будет это делать. В условиях современного школьного урока это, наверно, бесперспективная затея.
... Или нет?