Десять лет назад Россию потрясла зверская расправа в Западном Бирюлёве. В ночь с 9 на 10 октября 2013 года Егор Щербаков вместе со своей невестой Ксенией возвращался из бильярдного клуба. Оставив машину на парковочном месте, молодые люди направились к парадной дома, здесь им навстречу вышел парень неславянской внешности. Между ним и Егором завязался конфликт - мигрант начал передразнивать девушку и позволил себе какое-то хамское высказывание, на что получил от Егора Щербакова замечание. В ответ "иностранный специалист" отреагировал несдержанно, началась потасовка, в ходе которой незнакомец достал нож и ударил им Егора. Удар пришёлся в сердце - приезда скорой молодой человек уже не дождался, умер на руках невесты.
На следующий день рядом с домом на Востряковском проезде появился стихийный мемориал. Цветы несли друзья, знакомые Егора и просто неравнодушные люди.
Чаша терпения переполнилась
Резонансный случай привлёк внимание широкой общественности. В район приезжали журналисты - местные жители рассказывали о том, что в последнее время в Западном Бирюлёве стало не очень безопасно.
По вечерам во двор страшно выйти! У магазина собираются рабочие с овощной базы, она отсюда всего в двух остановках, а здесь многие живут. Кучкуются в основном ребята с Кавказа […] Постоянно дерутся, кричат. Я беременная была, но они мне всё равно проходу не давали, приходилось мужу меня встречать. Моей маме 50, так они её схватили вечером, она еле от них отбилась,
- приводит KP.RU слова одной из жительниц.
С места преступления молодой человек неславянской внешности сразу же сбежал. Несмотря на то, что убийца "засветился" на камерах, правоохранительным органом не удавалось задержать его в течение нескольких дней.
Чаша терпения переполнилась - люди больше не могли оставаться равнодушными. 11 октября в социальных сетях начали распространяться изображения подозреваемого, вечером следующего дня десятки жителей Западного Бирюлёва собрались у районного отдела полиции. Преступник на тот момент так и не был задержан, помимо его скорейшего задержания, пришедшие горожане требовали закрытия расположенной неподалёку овощной базы, где работало большое количество "иностранных специалистов", и ужесточения миграционного законодательства в целом. В итоге с собравшимися встретился руководитель окружного УВД.
На следующий день встреча с главой УВД возобновилась - на этот раз темой обсуждения стало создание народных дружин, которые также должны были помочь в поимке убийцы.
Массовое шествие
Однако снять напряжение в обществе эти встречи не помогли, ситуация продолжила накаляться - всего через несколько часов люди начали собираться на месте преступления, после чего направились к местному торговому центру. Здесь и начались первые "активные" действия - неизвестные начали бить стёкла в здании торгового центра. Нескольких человек по подозрению в хулиганстве задержали сотрудники МВД.
ФОТО: MAKSIM KONSTANTINOV/GLOBALLOOKPRESS
Правоохранители просят местных жителей разойтись по домам, но последние остаются глухими к просьбе - целью марша становится уже та самая овощебаза. Не помогает и обращение возлюбленной погибшего с просьбой остановки митинга. Около семи часов вечера дошедшая до овощебазы толпа пытается прорваться через ворота - в итоге им это удаётся, на торговой площадке начинаются погромы.
Как передают корреспонденты, около овощебазы насчитывается порядка тысячи человек. Уже к половине восьмого начинаются массовые задержания, людей пытаются оттеснить от овощебазы, в восемь часов многие участники митинга задержаны, люди начинают постепенно расходиться.
В этот же день расследование убийства Егора Щербакова берёт под контроль Следственный комитет. Задержать подозреваемого гражданина Азербайджана удаётся 15 октября.
Сложившуюся ситуацию и беспорядки тогда комментировали многие эксперты, чаще всего они приходили к выводу, что для разрешения накопившихся миграционных проблем требуется принятие каких-то мер.
Вот как, например, произошедшее оценил в эфире "Коммерсантъ FM" Директор Института стран СНГ Константин Затулин.
В Южном округе Москвы живёт достаточно много выходцев из Кавказа, из Грузии, особенно из Армении и Азербайджана. То есть в относительном выражении Южный округ, конечно, не является анклавом, но во всяком случае пропорционально там более высокий вес этого нового московского населения. Я не убеждён, что выход на улицы является панацеей. Но, безусловно, основанием для внутренних выводов для правительства Москвы, руководства этого округа это должно быть.
Тогда же делались выводы, что подобные народные бунты являются следствием перегретой ситуации. Отсутствие контроля и порядка для местных жителей являются постоянными раздражителями.
С момента указанных событий прошло 10 лет, но, как продемонстрировали в этом году подмосковные Котельники, системных изменений в миграционной политике страны нет. На ситуацию вновь обратили внимание, только когда точка общественного недовольства достигла пиковых значений, - жителям Котельников пришлось обращаться к президенту.