В последнее время под моими роликами о растениях, которые я купила, появляются гневные комментарии подобного рода, с обязательным проставлением дизлайка на ответ:
«Смысл показывать эти растения, если мы не знаем где вы их купили?»
«Почему вы не называете интернет магазин?»
«даже не хочется дальше смотреть, коли питомник не называете. ЗАЧЕМ ТОГДА ЖАЛУЕТЕСЬ?»
«А называть недобросовестных продавцов надо. Тогда не вижу смысла выкладывать данный ролик!!!».
Вот этим комментаторам и им подобным, хочу обрисовать свою позицию на текущий момент!
Закон о рекламе принят уже довольно давно. Но изменения, которые были внесены Федеральным законом от 02.07.2021 № 347-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рекламе»», с 1 сентября 2023 года кардинально изменили поведение очень многих авторов каналов практически на всех площадках в Интернете (в том числе и меня).
Ознакомиться с законом может любой. А вот разобраться во всех его тонкостях и нюансах не каждому под силу.
Что поняла я из этого документа, и какие сделала для себя выводы?
Любая реклама, размещаемая в Интернете, должна быть маркирована, а вся информация о ней должна быть передана в Единый реестр интернет-рекламы. Но как у нас часто бывает, принятые нормативные акты не могут охватить все спорные вопросы по маркировке рекламы.
В настоящий момент, самое трудное, это понять и решить для себя, что реклама, а что нет? Единого, четкого понятия о том, что надо маркировать, а что не обязательно, пока я не нашла.
Каждый сам трактует новые изменения, как ему хочется. Вот пример полученного комментария:
«Если я правильно поняла, то реклама и штраф за это, когда показываешь пакеты (семена, удобрения) бутылки. А озвучить имя питомников, без эмблем, логотипов - это можно…..».
По моему мнению, дама не совсем понимает, что можно с легкостью получить штраф до 100 тысяч рублей за простое название питомника или продавца. Кстати, прецеденты со штрафами уже появились!
В соответствии со статьей 3 Закона о рекламе:
«…- реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;
- объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама;
- товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот….».
То есть, иными словами, как я понимаю:
- информация является рекламой, если распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств (видео, посты статьи);
- адресована неопределенному кругу лиц (зрителям или читателям каналов);
- направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке (после обзора растений, некоторые побегут их покупать в том же месте, где и я).
Мой безобидный обзор саженцев, рассказ о применении конкретного удобрения, совет о покупке или посеве каких-либо семян, может считаться нативной рекламой.
Нативная, естественная реклама (native advertising) — это полезная и интересная информация, направленная на конкретную аудиторию. В оригинале она воспринимается как часть просматриваемого сайта, учитывает особенности площадки, не идентифицируется как реклама и не вызывает у аудитории отторжения.
Вот и получается, что если я купила саженцы роз или гортензий в N-ом питомнике, сняла об этом видео, рассказав с восторгом об отличном качестве растений, назвав при этом продавца, автоматически попадаю под действие вышеупомянутого закона.
Не промаркировала свой восторженный или негативный отзыв-штраф! А он теперь не маленький, исчисляется не одним десятком тысяч рублей.
За публикацию рекламы без токена или неправильное его размещение придется заплатить:
для физических лиц — от 30 тысяч до 100 тысяч рублей;
для должностных лиц — от 100 тысяч до 200 тысяч рублей;
для юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.
Не знаю как вам, уважаемые комментаторы, а меня абсолютно не радует такая перспектива!
Совсем не понятно как быть с форматами в виде:
-кружочков в Telegram-канале;
-приглашением на свои каналы в соц. сетях;
-подкастов;
-сторис.
Единственное, что я более менее поняла из всего обилия информации, это то, что не надо маркировать спецпроекты с медийными личностями, статьи, записи телевизионных и радиопередач, рассылки через e-mail, СМС или пуш-уведомления.
Из всего вышеизложенного, какой хочу сделать вывод для милых зрителей и читателей моего канала?
В ближайшее время, пока отсутствует ясность (по крайней мере, у меня) по поводу «преступления и наказания» постараюсь вообще не упоминать в своих публикациях ни одного продавца, интернет – магазин или фирму, где покупаю что-либо для своего сада-огорода.
Если кого-то это не устраивает, предлагаю просто пройти мимо.
Советов о том, что я должна публиковать на СВОЕМ КАНАЛЕ, а чего не должна, не спрашиваю.
А как вы понимаете новшества Закона о рекламе?
Было-бы очень интересно узнать Вашу точку зрения!