Есть в России такие города, где на систему электрического транспорта, и в частности, на трамвай, невозможно глядеть без слёз. Вагоны сравнительно новые, но ползают по убитым путям, словно улитки? Шлём привет Туле. Вагоны не обновлялись десятилетиями, и стали настолько старыми, что отправлять их нужно не в металлолом, а в музей? Это вам в Хабаровск. Трамвай вовсе закрыт под нелепым предлогом, вместо того, чтобы получить развитие? Тверь, Воронеж, Астрахань, Иваново, Ногинск...
Эти списки вы можете продолжить в комментариях, а заодно порадоваться тому, что бездарные правители, "развивающие" вверенные им города, исходя из своих деревенских представлений о прекрасном, есть не везде. Взять, к примеру, Самару - девятый по численности российский город на чуть более миллиона человек.
И сейчас я вам всё покажу, но сперва загляните на канал моего единомышленника Ивана! Он как раз из Самары и пишет про поезда и железную дорогу, про колёсную технику, но больше всего - про самолёты. А чего ещё ждать от человека, который работал на авиазаводе? Вы вот любите самолёты? Если да - посмотрите, к примеру, недавно вышедшее у него продолжение рассказа о внутренностях самолёта ТУ-154М:
Теперь возвращаемся в Самару. Мало того, что в здесь очень много красивой советской архитектуры, прячущейся в пышных кронах деревьев, создающих на городских улицах тенёк жарким летним днём, так ещё и наземный транспорт устроен так, что на троллейбусе или трамвае можно быстро доехать почти из любой точки города в почти любую другую. Тут много маршрутов, много линий, много трамваев и много троллейбусов, всё это ездит быстро и достаточно часто.
В чём самарский трамвай превосходит московский? Да практически во всём! Посудите сами: в 1,1-миллионной Самаре протяжённость путей составляет 168 километров, и 448 вагонов выходят на 24 маршрута. В более чем 10-миллионной Москве трамвайных путей - лишь 183 километра, маршрутов - лишь 38, а вагонов - лишь 700 - смехотворное соотношение для столицы. И даже в количестве трамвайных депо Самара вырывается вперёд - здесь их три против.. Ха-ха, жалких пяти, которые есть в Москве. Одна из причин такой смехотворной (а на самом деле, грустной) позиции Москвы в том, что строительство новых трамвайных линий после распада СССР имеет привычку оставаться только на бумаге. Давайте, напишите мне, что Москве не нужен трамвай, так как есть огромное метро, мне как раз нужно собирать материал на новую статью, и ваши "экспертные" комментарии мне очень в этом помогут.
А ещё в Самаре, в отличии от большинства других Российских городов, включая миллионник Новосибирск и здоровенную Уфу, большая часть трамваев ездят по системе многих единиц - то есть, двухвагонными поездами. Кто ещё может похвастаться подобным? Екатеринбург (но по выходным - уже в меньшей степени). Петербург. Нижний Новгород (и то - лишь в будни). Краснодар. Волгоград. Всё, что ли? Нет, на самом деле в этот список таки можно включить Москву, где на смену трамвайным поездам пришли трёхсекционные вагоны Витязь-М, которые бегают как по загруженным маршрутам, где они реально необходимы, так и по всяким пустовозам, где хватило бы и одиночного трамвая.
Теперь оцените густоту маршрутов. Например, по Ташкентской улице ездят целых четыре маршрута, на каждом из которых почти все трамваи сцеплены в поезда. Провести здесь капитальный ремонт путей с дальнейшим увеличением скоростей до 60 - 80 км/ч - и можно не строить больше метро! Ведь трамвай (в сравнении с метро) - это дёшево, быстро, а главное - удобно: никаких лестниц, никаких переходов, никаких турникетов и никаких унизительных досмотров, чтобы проехать пару остановок.
Больше всего в Самаре вагонов Tatra T3 и Tatra T6B5, чуть меньше - Tatra T3 двухдверных, а на четвёртом месте - вагончики 71-405 завода Уралтрансмаш, которые строились в Екатеринбурге (2008 - 2014). На удивление, вагоны этой модели не столь распространены по России: они есть лишь в Самаре, в Екатеринбурге, в Нижнем Тагиле, а один такой трамвай каким-то чудом оказался в городе Орёл. И только в Самаре вагоны 71-405 сцеплены в поезда! Ну ладно, ещё в Екатеринбурге, но там такой поезд всего один.
Самые интересные трамваи Самары лично для меня - это Тatra T3SU в двухдверном исполнении - и лишь по той простой причине, что в Москве таких нет уже с 1990-х годов. А любой старый подвижной состав, которого нет в Москве, для меня является интересным. Двухдверные Татры Самары довольно старые: 1971 - 1976 годов выпуска, но это не мешает им резво перевозить пассажиров по сей день.
Прежде, чем переместиться на другую улицу, где трамвайных маршрутов аж целых семь, предлагаю на пол-шишечки заглянуть в мир самарских троллейбусов, ведь улица Стара-Загора с маршрутами № 17 и 18 находится рядом с нами. Более подробно о троллейбусах Самары я рассказываю в другой статье, а пока посмотрите на этот чудесный ЗИУ-682Г 1992 года выпуска, который благодаря работникам троллейбусного депо в 2023 году выглядит как новый.
Слушайте, а ведь обновляя подвижной состав в Самаре, такие раритеты следует не сдавать в металлолом, а сохранять, и периодически выпускать на маршруты в качестве эдакого местного ретро. Не, ну а что? Раз уж машина 1992 года до сих пор в строю, да ещё и блестит, словно котовьи бубенцы, то на кой чёрт её списывать? Пускай лучше радует жителей и гостей города, а кому нужен новый низкопол - поедут на следующем.
Ну чем не живой музейный экспонат? Идеально покрашенный, чистый, с решёточкой, с эмблемой завода имени Урицкого, с отражателями под фарами... А гудит как! Самый настоящий представитель ранней России, троллейбус, которому почти столько же лет, сколько нашей стране! И - да, я им восхищаюсь! Да, я понимаю, что он старый, и что не всем пассажирам удобно пользоваться подобным подвижным составом, и что Самаре необходимо закупать больше новых машин. Но пока здесь ездят эти ЗИУ - приезжайте и катайтесь, чтобы окунуться в своё детство, дорогие мои читатели, родившиеся под конец СССР.
Интересно, а много ли в Москве улиц, по которым курсируют шесть трамвайных маршрутов? Ну, ладно, на самом деле, есть Новощукинская. Только вот на ней всего одна остановка, после которой часть маршрутов уходят в Строгино, а часть - на Живописную улицу, так что я даже не знаю, стоит ли это засчитывать. А вот в Самаре на Ново-Садовой улице маршрутов не шесть, а целых семь - как вам такой объём перевозок? Правда, рельсы на этой улице давно пора сдать в металлолом, а на их место положить новые, современные, тихие и скоростные. А то что это такое - обособленная линия, 7 маршрутов, трамвайные поезда, а скорости такие, что на велосипеде можно проехать быстрее... Впрочем, в 2024 году рельсы здесь поменяли.
Посмотрите на фото ниже и представьте, как было бы круто: вместо деревянных гнилушек - бетон на резиновой подушке, вместо корявых железок - блестящие железнодорожные рельсы Р65, которые в трамвайном хозяйстве прослужат кучу лет, вместо бестолкового газона - живая изгородь вдоль путей, способная наряду с правильно сконструированным полотном поглощать шум от трамваев (который, кстати, ни разу не сильнее шума от самой Ново-Садовой улицы с её шестью автомобильными полосами). Ещё бы сделать что-то с жирными несуразными бетонными столбами и со столбами освещения... Бог мой, ну к чему этот лес столбов на фото 3, разве так трудно и свет и контактную сеть поставить на одни и те же опоры?
А самые интересные обитатели Ново-Садовой улицы - это современные низкопольные трамваи 71-623, которые появились в Самаре в 2016 году. Строились такие вагоны в городе Усть-Катав, крайние были выпущены в 2020-м. Но интересны они не сами по себе, ведь даже в Москве, где я живу, есть подобные вагоны в чуть более старом исполнении. Интересны они тем, что работают по системе многих единиц на маршруте № 5! При всём многообразии городов, закупавших эту серию трамваев, поезда из них есть только в Самаре, в Волгограде и в Краснодаре.
Ой, а кто это у нас такой одинокий? Кто грустненько едет без второго вагончика? Удивительная всё-таки Самара. В большинстве городов увидеть трамвайный поезд - диковина, здесь же диковиной является одиночный вагон.
Большинство самарских трамваев внешне выглядят прекрасно - что новые
71-405 с 71-623, что старые Татры. Но, как говорится, в семье - не без урода, о чём нам напоминает поезд из вагонов 812+813. Хотя, это смотря с чем сравнивать. На фоне Хабаровских КТМ-5 эти два вагона - просто конфетки. А Хабаровские КТМ-5 я покажу вам в отдельной публикации.
От Ново-Садовой улицы ответвляется улица Ново-Вокзальная, по которой ходят целых пять трамвайных маршрутов. Начинается улица с достаточно приятного на вид панельного дома, украшенного портретов Дмитрия Ильича Козлова - советского конструктора ракетно-космической техники.
Ещё один столь редкий для Самары одиночный трамвай 71-405 по 20 маршруту поворачивает на Ново-Вокзальную улицу, а нам пора отправляться в гостиницу, и именно 20-й нам как раз и нужен! Но в другую сторону.
И это отличный повод оценить состояние трамвайных путей на маршруте! Во время поездки выяснилось, что Ново-Садовая улица с её убитым полотном и трамваями, идущими 10 км/ч скорее является исключением, ведь наша 20-ка петляла по городским улицам очень даже бодро. А за окном проплывает разнообразная застройка. Как вам, к примеру, эта новая стекляшка с необычным волнообразным остеклением? На мой взгляд - могут, когда захотят, построить красивое.
В целом, трамвайные пути Самары произвели на меня хорошее впечатление. Не Прага, конечно, но относительно быстро ездить и даже говорить в салоне трамвая очень даже можно. Вылезаем из трамвая на проспекте Ленина неподалёку от метро Алабинская, идём до гостиницы, заселяемся, хватаем каршеринг - и катаемся по ночной Самаре, заглянув сперва на остановку, где недавно слезли с двадцатки. Не в меру патриотичная Татра по 4-му маршруту? Снимаем. Весьма ухоженный поезд из двухдверных Татр? Конечно, снимаем! И плевать, что нет штатива, ведь это - Блог ЖД Фотографа! Я и с рук могу сделать такое фото, что обыватель не заметит разницы.
Далее в нашей программе - прогулка по историческому центру Самары, но его я покажу вам в отдельном видеоролике - вот в этом. А пока ограничимся этой приятной жёлтенькой "Шестёркой" - хороша, чертовка!
Так и быть, одно историческое здание покажу: одноэтажный, но не слишком ухоженный дом по адресу Вилоновская улица, 157. Только не упадите: он построен в 1917 году и скоро ему стукнет 110 лет! А сразу за ним стоит современный многоэтажный жилой дом, и как же здорово, что это архитектурное недоразумение не имеет подсветки - хотя бы ночью не портит своим присутствием облик исторической Самары.
Самарскому трамваю я ставлю 8 московских метрополитенов из 10. Это очень востребованная, очень живая (хотя и были закрытия), очень ухоженная (хоть и с исключениями) система городского транспорта, которой действительно можно всерьёз пользоваться для ежедневных поездок по городу. Откапиталить бы рельсы на некоторых улицах, сделать бы так, чтобы на всех обособленных участках трамваи смогли ездить хотя бы 60 километров в час, а в идеале - ещё и построить новые линии - и ни на какое метро можно больше не тратиться. Ведь в метро вы зароете сотни миллиардов на одну станцию, которая будет открыта неизвестно когда, при этом трамвай за те же деньги - это десятки километров новых линий и новых вагонов, а главное - в короткий срок.
Итог: Самаре нужно развивать сначала трамвай, а потом уже, если останутся время и деньги - можно строить новые станции метро. Вы со мной согласны?
Примечание: прошу водителей, которым не нравится фоткаться, меня извинить. А что поделать? Как иначе создавать крутой авторский контент? Желаю вам хорошего настроения.
Продолжение рассказа: самарские троллейбусы.
Большой видео-обзор транспорта и поездов Самары: