Найти тему
Урок литературы

Б. Пастернак. Особенности лирики. Обсуждение стихотворения «О, знал бы я, что так бывает…»

Любовь к творчеству Б. Пастернака случилась со мной еще со школьных времен. Детали-символы, чрезмерная метафоричность, образность мышления, сложность ассоциаций - все это присуще лирике поэта. Именно это заставляет вчитываться в его стихи, погружаться в мир, читать и, в то же время как бы уходить под воду его строк, погружаться глубже и глубже в смысл, доходя, наконец, до истины. Пастернака, определенно, читают между строк. В его стихотворениях философия единства всего существующего - человека и природы, творчества и бытия, войны и мира, истины и фальши, красоты внешней и остроты ума… Пастернак не противопоставляет окружающие детали, он объединяет их, переплетает, показывая жизнь во всех ее проявлениях.

Поэт писал более пяти десятилетий, создав большое количество произведений, признанных гениальными. Однако, каждый из нас сможет выделить стихи, прозвучавшие лично для него особым образом, нашедшие отличный от других отклик в сердце.

Я хочу поделиться одним из своих любимых стихотворений Б. Пастернака, и взять на себя смелость рассказать о том, как я его пониманию, какой смысл он нашел в моей голове и какие чувства взбудоражил.

О, знал бы я, что так бывает…

О, знал бы я, что так бывает,

Когда пускался на дебют,

Что строчки с кровью — убивают,

Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой

Я б отказался наотрез.

Начало было так далеко,

Так робок первый интерес.

Но старость — это Рим, который

Взамен турусов и колес

Не читки требует с актера,

А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,

Оно на сцену шлет раба,

И тут кончается искусство,

И дышат почва и судьба.

1932 г.

На мой взгляд, речь в стихотворении идет о роли поэта в мире, о судьбе поэта и его творчества. Горько восклицает автор строк о том, что на дебюте своей карьеры, в пору всеобщего признания таланта, поэт погибнет. Гибель приходит изнутри, когда поэзия становится уже не голосом чувства, идущего из глубин души, а голосом раба, призванного служить свою роль. Есть ли такая профессия - поэт? Какие обязанности есть у этой профессии? Или же это призвание, служение своим идеалам, обществу, миру?

По мнению Б. Пастернака, озвученному в этом стихотворении, поэт заканчивается, когда начинается его служение профессии - создание произведений ради того, чтобы они были, ради того, чтобы не уйти со сцены и не померкнуть невозвратно. Наивно полагать, что юный поэт будет всегда преисполнен творческих порывов, всегда будет баловать читателей или слушателей своими новыми произведениями. Делая из поэзии профессию, стоит понимать, что, в конечном итоге, поэт станет рабом своих творческих стенаний, ведь мысли, рифмы не приходят строго регулярно, они рождаются и их появление невозможно предсказать.

Думаю, Пастернак писал об этом. О том, как трудно быть настоящим поэтом, как трудно служить обществу, миру, не потеряв своей личности, озвучивая самого себя в своих стихах.

Пусть искусство не кончается, пусть не останется пустоты в душе поэта, служащему своему делу. Творчество не поддается установленным оценкам, оно либо вызывает отклик в душе читателя, либо остается без ответа. Именно поэтому, становление поэта рабом искусства, пишущего ради того, чтобы написать, приводит к его неминуемой гибели.