По жизни я человек неверующий, но одну молитву знаю. И самое интересное, что научился ей на флоте, в первые месяцы службы.
Проходили мы ее в кронштадском учебном отряде подводного плавания 09990, который с присущим морякам юмором, звали «тридевятое царство». Там готовили самых разных специалистов для дизельных подводных лодок, обучая всяческим хитрым наукам, среди которых была одна, именуемая «легководолазной подготовкой».
И это неудивительно, поскольку лодки порой тонут и с них необходимо спасться.
Для этого в отряде имелся специальный полигон, по морскому «цикл», на котором нас и учили, как выходить с затонувшей подводной лодки.
Раннее утро. Наша смена - тридцать будущих торпедистов, выстроена в главном зале цикла, напротив обширного бассейна, наполненного морской водой. Перед строем, заложив руки за спину, неспешно прохаживается инструктор - пожилой дюжий мичман.
- Итак, теорию вы вроде освоили, - бурчит он, критически оглядывая курсантов. -Переходим к главному - практическим спускам под воду. Кто не потонет, будем учить дальше.
Мы испуганно втягиваем стриженые головы в плечи и таращимся на мичмана.
- И не ссать! - поднимает он вверх палец.
После этого второй инструктор, старшина-сверхсрочник, с помощью мичмана напяливает на себя легководолазное снаряжение. Легководолазным оно называется условно, поскольку толстое шерстяное белье, резиновый гидрокостюм со свинцовыми стельками в ботах и изолирующий дыхательный аппарат весят немало, о чем мы уже знаем.
- КрасавЕц, - хлопнув по плечу живую оранжевой куклу со смешно растопыренными руками, - довольно изрекает мичман и берет со стоящей рядом скамейки указку.
- Итак, что мы имеем? - тычет он указкой в куклу. - Мы имеем желающего спастись подводника! А что для этого надо? Для этого надо помолиться. Ясно?! - вопрошает инструктор.
- Так точно! - дружно рявкаем мы, ровно ничего не понимая.
- А теперь всем внимательно смотреть и слушать! - грозно басит мичман и со словом «Господи!», касается указкой торчащего на лбу водолазной маски старшины, головного клапана наполнения. Тот поднимает вверх обрезиненную руку и закрывает клапан.
- Спаси! - следует очередное слово, и указка касается вентилей баллонов висящего на груди старшины аппарата. Он одновременно кладет руки на вентили и открывает их до упора.
- Помилуй! - тычет указка в дыхательный мешок, после чего старшина открывает на мешке травящий клапан.
- Аминь! - касается она клапанной коробки у рта, и рука переключает расположенный на ней «флажок» на дыхание в аппарате.
- Ну как, уразумели? - опустив указку, оборачивается к нам мичман. -Каждому слову, соответствует строго определенная манипуляция! Не выполнишь, спасать некому, считай труп! Так что, зарубите себе эту «молитву» в башках!
После этого мичман хлопает напарника по плечу, тот неуклюже шагает к бассейну и по одной из закрепленных на нем металлических лесенок с поручнями, спускается в воду. Через секунду он исчезает, оставив после себя небольшую воронку и всплывающие пузырьки воздуха.
Затаив дыхание, мы наблюдаем как в прозрачной воде, на шестиметровой глубине, по дну перемещается расплывчатая оранжевая фигура. Пробыв в воде несколько минут, старшина всплывает и по лесенке выбирается из бассейна.
Чуть позже, к практическим спускам приступают курсанты. Под пристальным оком инструкторов, двоих из нас облачают в легководолазное снаряжение, к поясу пристегивают страховочные концы и следует команда, «включиться в аппараты!».
Парни выполняют необходимые манипуляции, после чего следует вторая - «пошел!» и курсанты, тяжело передвигая ногами, идут к бассейну. Спустившись вниз по лесенкам, они исчезают под водой, а через минуту один всплывает и беспорядочно молотит руками по воде. Его подтаскивают к борту и, схватив подмышки, извлекают наружу. «Утопленник» что-то мычит, а под стеклами очков, выпученные от страха глаза. С него быстро снимают аппарат и, расшнуровав «аппендикс», стаскивают полный воды гидрокостюм.
- Т-течет, - цокает зубами мокрый как мышь курсант, тыча в него пальцем.
- Сам ты течешь! - рявкает мичман, и, подняв с пола гидрокостюм, демонстрирует нам, незакрытый на маске клапан наполнения.
- Ну, что скажешь? - обращается он к неудачнику.
- Забыл, - удрученно бормочет тот и тяжело вздыхает.
- А я ж говорил, что надо делать, что б помнить, - наклоняется к нему мичман. -Тоже забыл?
- Ага, - шмыгает носом курсант и опускает голову.
- Повторяю еще раз, для особо тупых! - обводит инструктор нас взглядом и снова произносит слова «молитвы», дополняя их необходимыми комментариями.
После этого спуски продолжаются и теперь без последствий.
Через несколько дней занятия усложняются - теперь нам предстоит отыскивать и извлекать на поверхность различные железяки, а также выполнять под водой несложные работы, вроде развинчивания фланцев и всевозможных металлических соединений.
А спустя неделю начинаются занятия по выходу из затонувшей подводной лодки. Для этого на цикле имеется специальный отсек, с установленными в нем торпедными аппаратами, а также сообщающаяся с ним, заполненная водой башня, позволяющая осуществлять выходы с двадцати и пятидесяти метров.
Перед этим нас отрабатывают в барокамере, приучая к резким перепадам давления. Это толстостенная металлическая сфера, с двумя иллюминаторами и круглым входным люком, открывающимся внутрь.
После соответствующего инструктажа, нас загоняют туда тройками и с небольшими промежутками повышают давление до пяти атмосфер, что соответствует давлению на пятидесятиметровой глубине.
В камере изрядно холодает, в головах потрескивает, и голоса становятся похожими на детские. Затем все происходит в обратном порядке и в воздухе клубится, морозный туман.
Далее следует выход их торпедных аппаратов с двадцатиметровой глубины. Облаченных в легководолазное снаряжение нас снова же тройками запускают в отсек - имитатор, где уже находится инструктор,
По его команде, включившись в аппараты, мы поочередно заползаем в трубу, и он задраивает заднюю крышку. Затем идет обмен сигналами - это определенное число ударов о железо, аппарат заполняется водой, и давление в нем выравнивается с забортным. После этого новый обмен сигналами и открывается передняя крышка аппарата.
Один за одним мы выбираемся из него и уносимся к поверхности. Этот метод называется «свободным всплытием», возможен с глубины до пятидесяти метров и только при условии кратковременного нахождения подводников в условиях высокого давления.
Пройти это испытание удается не всем - у одного из курсантов обнаруживается клаустрофобия, и он отводится от занятий.
Наконец последний этап, а фактически экзамен - выход с глубины полста метров по буйрепу. Он более сложный и в случае нарушения режима декомпрессии, чреват баротравмой легких.
Сначала, под руководством инструкторов мы зубрим этот самый режим, который заключается в строго определенном времени остановок на различной глубине, а затем начинаются выходы.
В составе тех же «троек», нас поочередно запускают в отсек, и мы заползаем в аппараты, куда первый из тройки предварительно заталкивает буй-вьюшку. Внутри нее и находится тот самый буйреп, по которому предстоит выбираться наверх.
При выходе, его коренной конец защелкивается за скобу, приваренную с наружной части аппарата, буй-вьюшка отпускается и всплывает наверх, растягивая буйреп. А на нем располагаются так называемые мусинги, на каждом из которых следует отсидеть необходимое для декомпрессии время.
С небольшими перерывами занятия продолжаются весь день и с «дистанции» сходят еще двое. Причина та же - клаустрофобия. Они подлежат списанию с подплава и переводу на надводные корабли.
После окончания «тридевятого царства», судьба разбросала всех нас по флотам, и я больше не встречал тех ребят.
Но хочется верить, что никому из них не пришлось шептать ту необычную «молитву» в отсеках затонувшей подводной лодки.
20