Рубрика "Случайный фильм из прошлого"
Сюжет. Крис Коди (Сигал), заключенный в тюрьму военнослужащий вооруженных сил США, получает возможность снять с себя и своих подчинённых все обвинения, выполнив для правительства одно очень опасное и не совсем официальное задание в одной из стран третьего мира.
Энтони Хикокс, довольно успешно дебютировавший в конце 80-х хоррором "Музей восковых фигур" (Waxwork, 1988), снял ещё несколько знаковых фильмов в этом жанре, среди которых были "Восставший из ада 3: Ад на Земле" (Hellraiser III: Hell on Earth, 1992) и "Чернокнижник 2: Армагеддон" (Warlock: The Armageddon, 1993). Но в конце тысячелетия он как-то незаметно переквалифицировался в постановщика недорогих боевиков категории "Б". "Это было не намеренно, - объяснял сам режиссёр, - я люблю хоррор, это мой любимый жанр. Думаю, я просто отвлёкся на малобюджетные боевики. Мне нужно было выплачивать большую ипотеку, и мне предлагали эти фильмы один за другим, а я люблю снимать кино, так что..."
В середине нулевых, изрядно утомившись от череды этих самых однообразных боевиков, он начал работу над своим камбэком в любимый жанр - скромным мистическим триллером "Острие ножа" (Knife Edge, 2009), но финансовые проблемы всё ещё не давали ему покоя, и он решился на ещё один второсортный боевик для студии Millenium Films, которая обещала довольно неплохой для подобной продукции бюджет и соответственно гонорар за его услуги, также ему заказали и сценарий будущего фильма.
Хикокс решил немного поэкспериментировать и добавил в свой сценарий элементы научной фантастики и хоррора, и описывал его, как смесь «Нечто» (The Thing, 1982) и "Подводной лодки" (Das Boot, 1981), а главным героем в нём был пожилой озлобленный на жизнь капитан-пьяница. "Я просто подумал, - рассказывал режиссёр, - разве было бы не классно, застрять на дне океана с грёбаными инопланетянами на подводной лодке! Такова была первоначальная идея, и мы сделали для неё раскадровки, разработали дизайн существ, выглядевших как похожие на миниатюрных крабов насекомые, которые могли бы перемещаться по трубопроводам подводной лодки, так что вы никогда не знали, когда они появятся. Это было действительно интересно…"
Далее продюсеры начали подыскивать какую-нибудь вышедшую в тираж звезду боевиков, которая смогла бы обеспечить приемлемые продажи готового фильма на домашнем видео в Штатах и пользовалась бы спросом у зарубежных дистрибьютеров. Им оказался Стивен Сигал, у которого в то время было ещё достаточно преданных фанатов по всему миру. Начиная с 2002 года все его фильмы выходили в США сразу на домашнем видео и практически не отличались один от другого, но он ещё получал за свои услуги стабильные $4-5 млн. за проект и диктовал студиям свои условия, почти всегда выступая на этих проектах и в качестве исполнительного продюсера.
Вот как описывал дальнейшее сам Хикокс: "Я встретился с ним у него дома - именно тогда я должен был понять, что всё пойдёт наперекосяк, - но он сказал: «Мне нравится сценарий, бла-бла-бла», а потом мне позвонили примерно за три недели до начала съёмок. Мы всё уже спланировали, а он говорит: «Я не думаю, что этот фильм должен быть о подводной лодке». Эм... но он же называется «Submerged» (досл. погруженный, глубинный), и действие в нём происходит на подводной лодке! И тогда он сказал: «Но я хочу большую сцену в опере», - я не шучу, он так и сказал - «Я хочу сцену в опере». Но мы же на подводной лодке! «Да, но я решил, что мне не нравятся инопланетяне, и мне не нравятся монстры, и я не хочу сниматься в фильме о монстрах». И, по сути, именно поэтому фильм получился таким как есть. Мы понятия не имели, что делаем: сценария не было, а вся эта история с контролем сознания была придумана за неделю до съёмок. Это было действительно безумие. В тот момент, опять же, мне следовало уволиться, но мне нужны были деньги."
Продюсер фильма Ави Лернер принял решение переписать сценарий под требования Сигала. Судя по всему, поэтому в титрах в качестве соавтора сценария и значится имя Пола де Соузы, одного из продюсеров фильма. Ни до, ни после этого он больше не занимался подобной деятельностью, а в этом проекте у него, видимо, просто не было другого выхода, ибо времени на поиски сценариста уже не оставалось, а Хикокс, вероятно, принципиально не хотел браться за эту работу.
Далее, 16 августа 2004 года, на студии Nu Boyana Film Studios в столице Болгарии, Софии, стартовал не менее сложный и напряжённый съёмочный процесс, продлившийся ровно месяц до 16 сентября. Сигал ненавидел сценарий и пытался изменить его каждый день на съёмочной площадке. Он также пытался уволить Энтони Хикокса, но Ави Лернер отказался это сделать. В конце концов Сигал самовольно покинул съёмки, и Хикоксу пришлось продолжить снимать фильм при помощи всевозможных дублёров. Позже актёр всё-таки вернулся на неделю на съёмочную площадку, и Хикокс спросил его: "Скажи, Стивен, зачем ты снимаешься в этом фильме, если ты его так сильно ненавидишь? Ты ненавидишь этот фильм и даже ненавидишь себя за то, что снимаешься в нём!"... Единственным ответом актёра была его знаменитая молчаливая "улыбка Сигала".
Годы спустя Хикокс в интервью французскому журналу Mad Movies, сознавался что единственной причиной, почему он не бросил снимать этот фильм, был гонорар в размере $5 млн., который обещала ему студия. Также он рассказывал, что Сигалу вообще не нравились фильмы, в которых он снимался, он просто делал это ради денег. Он должен был появляться на съёмочной площадке каждый день в 9 утра, но никогда не приходил раньше часу дня, в основном из-за того, что проводил ночь со своими приятелями и телохранителями в гостях у болгарских проституток. После, оказавшись на съёмочной площадке, он ужинал со своим личным поваром, что всегда занимало у него около двух часов, а затем дурачился со своими телохранителями. Так что режиссёру и всей команде приходилось ждать, когда актёр соизволит начать. Более того, Сигал кричал "мотор" и "снято", полностью игнорируя присутствие Хикокса на съёмочной площадке. И он часто произносил реплики, которых не было в сценарии.
"Я не возражаю против того, чтобы с актёром было трудно, - заявлял Хикокс. - С Уильямом Хёртом [режиссёр работал с ним на съёмках фильма "Заражённый" (Contaminated Man, 2000)] было трудно, но он гений, и с ним было трудно только потому, что он действительно хотел сделать фильм лучше, насколько это было возможно. И я восхищаюсь этим. А когда трудно из-за того, что ты провёл всю ночь с болгарскими проститутками и слишком устал, чтобы даже появиться на съёмочной площадке? Этим я не восхищаюсь..."
Снявшийся в этом фильме во второстепенной роли Гэри Дэниэлс в одном из своих интервью рассказывал, что его экранный поединок с героем Сигала изначально задумывался постановщиком трюков Стивом Гриффином, как гораздо более продолжительный и зрелищный. Сигал же, предположительно, сам поставил хореографию этой драки в день её съёмок, существенно её сократив и сделав основной акцент на своих приёмах.
Не сложились у Сигала отношения и с актёром Уильямом Хоупом. Всё началось с того, что люди в Болгарии подходили к Хоупу и просили у него автограф, памятуя его роль лейтенанта Гормана из фильма Джеймса Кэмерона "Чужие" (Aliens, 1986). Сигал же остался совсем без внимания, что нанесло непоправимый урон его самолюбию, и он начал использовать любой повод, чтобы досадить Хоупу. Например, жаловался на то, что он кормит бездомных кошек на съёмочной площадке, на которых у Сигала якобы была аллергия. Поговаривали, что некоторые члены съёмочной группы при любой возможности подмешивали в еду Сигала кошачьи экскременты, в небольших количествах, чтобы он не заметил, и так до конца съёмок он ел пищу, смешанную с кошачьими фекалиями и мочой, и ни разу не заметил и не пожаловался, и даже аллергия его не мучала.
Также, по слухам, уже после окончания съёмок продюсер Ави Лернер не выдержал и подал на Сигала в суд, за то, что тот отказался присутствовать на этапе пост-продакшна для озвучивания своего персонажа.
В общем, как бы то ни было, производство фильма всё же завершилось с бюджетом в пределах от $8 млн. до 15 млн. (видимо некоторые источники учитывали гонорары Сигала и Хикокса, а некоторые нет). Премьера в США, как и планировалось, состоялась сразу на DVD 31 мая 2005 года, также поступили и в большинстве других стран. Однако кое-где его всё-таки выпустили в кинопрокат - например, в Японии и в Италии, так что его международные сборы составили 71 тысячу 915 американских долларов.
Критики в основном вообще проигнорировали это творение, а те, кто всё-таки увидел, написали, что карьера Сигала достигла своего дна. Зрители, судя по рейтингу на IMDB - 3,7/10, придерживались такого же мнения, у нас правда на КиноПоиске фильм оценили чуть выше - 4,8/10.
Когда-то давно смотрел это кино, но в памяти оно не оставил совершенно никаких следов, так что пришлось его пересмотреть и, доложен сказать, было такое ощущение, что смотрю я его в первый раз. Думаю, что через пару месяцев оно опять начисто сотрётся из памяти. Ну, начну с немногочисленных плюсов. У фильма довольно приятная кинематографичная картинка, есть несколько эффектных сцен, пару запоминающихся музыкальных треков и приятный актёрский состав на втором плане. На этом всё. А вот то, что происходит в кадре - один сплошной минус. За невнятным бредовым сюжетом получается уследить только через силу, мысли постоянно уходят куда-то в сторону. Диалоги в фильме присутствуют, судя по всему, просто для галочки, чтобы заполнить необходимое экранное время. Обычно в фильмах с Сигалом присутствует хотя бы неплохой экшн, но здесь его преступно мало. Но зато есть пресловутая сцена в опере - всё как и хотела звезда этого проекта. В общем, к просмотру могу рекомендовать этот фильм только самым ярым поклонникам таланта Сигала.
К моему удивлению фильм даже был выпущен на Blu-Ray в Германии, копию которого можно без особого труда отыскать и у нас в сети. Среди переводов есть многоголоски от ТВ-3 и CP-Digital (последнюю я бы не рекомендовал, и так диалоги не ахти ещё и переводят очень вольно), а также есть и два авторских перевода от Сергея Визгунова и Антона Карповского.
PS. Никогда бы не стал намеренно делать статью об этом фильме, если бы на днях не попалась заметка о смерти Энтони Хикокса. Режиссёр умер 9 октября 2023 года в возрасте 64 лет. Последние годы он провел в Румынии, где полиция и обнаружила его мёртвым в его доме в Бухаресте после того, как друзья сообщили, что не видели его уже долгое время.
Также в этой заметке мне попалось его высказывание о самом неприятном его опыте работы, и это было сотрудничество со Стивеном Сигалом на съёмках «Предельного погружения». Вот так и родилась эта статья. Кстати этот фильм стал последним боевиком в его карьере, затем, 4 года спустя, он наконец-то закончил очень прохладно принятый и критиками, и зрителями мистический триллер "Острие ножа" (Knife Edge, 2009), а последующие его немногочисленные работы и вовсе прошли практически незамеченными.
Хикокс вырос в семье кинематографистов и всегда очень любил кино, и пускай в конце своей карьеры он наснимал много сомнительного качества фильмов, первые его работы, а особенно поразивший меня в детстве второй "Чернокнижник", навсегда останутся в памяти.