ЦАХАЛ 12 октября ударил по аэропортам Алеппо и Дамаска. Взлетно-посадочные полосы воздушных гаваней оказались выведены из строя. Ранее Сирия обвинила Израиль в жестоких действиях и поддержала Палестину. О том, как может развиваться конфликт на Ближнем Востоке в дальнейшем, предположил в беседе с «360» политолог Данила Гуреев. Эксперт предупредил, что ситуация может накалиться, а противостояние — перейти в затяжную фазу.
Далее — его прямая речь.
Инструментом внешней политики стала дубина
Израиль начал менять свою линию поведения с соседями. Если ранее страна действовала скорее с позиции мягкой силы, то сейчас единственный инструмент ее внешней политики — дубина.
И совершенно очевидно, что все эти действия Израиль совершает под прямым протекторатом США. Тут, что называется, и к гадалке ходить не нужно. В общем-то, именно Соединенные Штаты дали Израилю разрешение на совершение подобного рода действий. А конфликт между тем переходит во все более горячую стадию.
Сейчас Израиль прямо показывает и говорит своим соседям, что будет воевать. И воевать долго, в том числе и против всей коалиции, которая может сформироваться. А такой сценарий вполне вероятен.
К сожалению, на сегодняшний день мы находится на том историческом этапе, когда конфликт на Ближнем Востоке вступит в долгосрочную, затяжную фазу.
При этом если Израиль защищает свои собственные территории, то у арабского мира имеются вполне определенные мечты. Говорилось о них уже очень давно.
Речь идет о том, чтобы «сбросить Израиль в море», отвоевать священные земли и изгнать израильтян. Создать палестинское государство хотя бы в каких-то границах, а далее его расширять.
Конечно, в последнее время об этом не говорят прямым текстом, но косвенно — да. И такие заявления звучат и со стороны Палестины, и даже Египет в этом проявляет некоторую заинтересованность. Ведь Каир поддерживает сектор Газа, имеет с ним общую границу. Говорит об этом и Иран, да и ряд других арабских стран.
Позиция Сирии
Мне кажется, что, в общем-то, и саудовцы, и Объединенные Арабские Эмираты не прямо, но все-таки приложили руку к дальнейшему развитию этого конфликта.
Если мы посмотрим конкретно на Сирию, то надо понимать, что это одна из тех стран, которые в наибольшей степени заинтересованы в развитии противостояния.
Между Сирией и Израилем существует спорная территория, которая де-факто принадлежит израильской стороне, однако де-юре, с точки зрения международного права, это сирийская территория. Я говорю о Голанских высотах.
Таким образом, у Сирии есть интерес не только в контексте общеарабской мечты, но в контексте контроля над этими территориями.
Думаю, мы будем наблюдать увеличение, расширение палестино-израильского конфликта, вовлечение туда новых сил. И здесь, как мне кажется, Израиль допускает ряд критических ошибок. Он подогревает арабский мир, толкая его к объединению против себя.
Если смотреть с точки зрения интересов России, то, конечно, стоит отметить фактор перенаправления потоков военной помощи. Она пойдет Израилю, а не ВСУ.
Но вместе с тем, если возвращаться к сирийскому участию в происходящем, нужно помнить, что Сирия — как минимум стратегический партнер РФ. Поэтому, конечно, российской стороне не нужно увеличение эскалации, вовлечение в конфликт Сирии и тем более разворачивание боевых действий на ее территории.