Финальные титры в фильме "Брат 2" сопровождались песней группы "Наутилус Помпилиус" "Последнее письмо". И это вполне символично (и не только из-за хороших взаимоотношений Балабанова и Бутусова. Последний, к слову, был композитором легендарной дилогии режиссера).
Однако сегодня мы не будем говорить ни о полной дискографии "Наутилуса", ни о животрепещущей фильмографии Балабанова (пусть я их крайне ценю и уважаю). Наконец-то мы поговорим о литературе.
Ещё с первого курса я позиционирую себя как литературовед – языкознание мне не так близко. Главный вопрос сегодняшней статьи, как Вы поняли из заголовка, весьма интересен.
Здесь стоит ввести главное действующее лицо публикации – поэта-футуриста Владимира Маяковского. Этот автор, естественно, входит в мой личный топ. Личность, конечно, неординарная: трубадур революции, но в то же время – "щен", как его прозвала Лиля Брик (впоследствии в письмах Маяковский подписывался этим "именем").
Центральное событие биографии Маяковского – поездка в Америку, которая всерьёз повлияла и на творчество, и на жизнь поэта. Во-первых, в Нью-Йорке Владимир Владимирович знакомится с эмигранткой Элли Джонс (Елизаветой Зиберт). Благодаря этому союзу родилась дочь – Патрисия Томпсон, с которой, к сожалению, поэт виделся лишь однажды – в 1929 году, когда той было всего лишь 3 года.
Здесь хочу упомянуть о Государственном музее В.В. Маяковского в Москве на Красной Пресне. Экспозиция полностью посвящена поездке поэта в Америку, создатели уделили особое внимание отношениям с Джонс и даже воссоздали кабинет его дочери.
Какое же влияние на творчество оказала поездка в Америку? Во-первых, был сформирован сборник "Стихи об Америке", который и послужил материалом для сопоставления. Во-вторых, был выпущен очерк "Моё открытие Америки", отрывки из которого я также использовала в статье.
Итак, приступим. В сборнике Маяковским затронуто огромное количество проблем, например, расовое неравенство:
«Белый
ест
ананас спелый,
черный –
гнилью моченый.
Белую работу
делает белый,
черную работу –
черный». "Блек энд уайт"
Здесь, конечно, нет ничего общего с "Последним письмом". Я бы сказала, что в местах, где совпадение очевидно, нельзя говорить о полном сопоставлении. Напоминаю, что Маяковский – трубадур революции, как бы сейчас сказали – пропагандист (или, как обозвал его Бунин, "слуга советского людоедства"). Наутилус – это о философии, несчастной, неразделенной любви (в "Стихах об Америке" не было акцента на этих проблемах) и, безусловно, о социальных проблемах.
Что же общего?
В первую очередь, это признание культурных ценностей, которых не было в СССР:
Я горд
вот этой
стальною милей,
живьем в ней
мои видения встали –
борьба
за конструкции
вместо стилей,
расчет суровый
гаек
и стали. "Бруклинский мост"
У "Наутилуса":
Нас так долго учили
Любить твои запретные плоды
Также в стихотворении "Бродвей" мы видим строфу:
Я в восторге
от Нью-Йорка города.
Но
кепчонку
не сдерну с виска.
У советских
собственная гордость:
на буржуев
смотрим свысока.
Если опустить политический контекст, то речь идет об уверенном человеке, который самодостаточен и ни от кого не будет зависеть. Похожий мотив обнаружим у "Наутилуса". В первую очередь, он заключается в "прощании", отказе от "запретных плодов".
И последнее, что хотелось бы отметить. Оба автора развенчают миф об Америке как чудесной, неизведанной стране. Разница лишь в выражении, поскольку Маяковский более экспрессивен. У поэта-футуриста это особенно заметно в очерке:
Дух, в том числе и американский, вещь бестелая, даже почти не вещь; контор не нанимает, экспортируется слабо, тоннажа не занимает — и если что сам потребляет, то только виски, и то не американское, а привозное.
Поэтому духом интересуются мало, и то в последнее время, когда у буржуазии после разбойничьего периода эксплуатации появилось некоторое спокойное, уверенное добродушие, некоторый жировой слой буржуазных поэтов, философов, художников – "Мое открытие Америки".
Таким образом, в, казалось бы, совершенно разных произведениях, мне удалось найти что-то общее, хотя, безусловно, и в языке, и в раскрытии образа авторы очень разные. Лирический герой Маяковского готов вцепиться в глотку капитализма, в свою очередь у "Наутилуса" — это принятие ситуации с ноткой разочарование (ни о какой борьбе не может быть и речи).
На сегодня все, оставайтесь со мной и подписывайтесь на канал!