Найти в Дзене
Zimar Studio

Звук в театре

Расскажу о некоторых нюансах звукорежиссуры в театре. Работа театрального звукорежиссёра имеет свою специфику, а задачи могут очень разниться от спектакля к спектаклю. Есть, например, постановки, где всё элементарно и надо только вовремя запускать фонограмму. 📀 А есть спектакли с живой музыкой и звукошумовыми эффектами, создающими атмосферу. И участвовать в этом может как небольшой музыкальный коллектив, так и целый оркестр с весьма разнообразным набором инструментов. 🎷🎸🎹🎺🎻🥁 Вообще, звуковая система в театре устроена несколько иначе, чем, например, концертная. Основная система концертных площадок обычно состоит из левого и правого порталов, а также отдельных источников для разных зон, в которые дублируется звук основной системы. В театре же звуковая система часто сложнее и состоит из нескольких разных планов. Так, к основной системе порталов может добавляться: - задний план арьеров; - сюрраунд (источники, развешенные по залу для создания большего объёма звучания); - дополните

Расскажу о некоторых нюансах звукорежиссуры в театре. Работа театрального звукорежиссёра имеет свою специфику, а задачи могут очень разниться от спектакля к спектаклю. Есть, например, постановки, где всё элементарно и надо только вовремя запускать фонограмму. 📀 А есть спектакли с живой музыкой и звукошумовыми эффектами, создающими атмосферу. И участвовать в этом может как небольшой музыкальный коллектив, так и целый оркестр с весьма разнообразным набором инструментов. 🎷🎸🎹🎺🎻🥁

Вообще, звуковая система в театре устроена несколько иначе, чем, например, концертная. Основная система концертных площадок обычно состоит из левого и правого порталов, а также отдельных источников для разных зон, в которые дублируется звук основной системы. В театре же звуковая система часто сложнее и состоит из нескольких разных планов. Так, к основной системе порталов может добавляться: - задний план арьеров; - сюрраунд (источники, развешенные по залу для создания большего объёма звучания); - дополнительные точечные источники, которые могут прятаться в элементах декорации (например, для имитации радио или телевизора). Затем для каждого плана формируется свой микс. Таким образом мы можем создавать ощущение глубины и объёма, окружать зрителя звуком для максимального погружения в атмосферу спектакля. Также есть свои тонкости в подзвучке голосов. Существует несколько способов подзвучивания актёров:

- петличные микрофоны;

- головные гарнитуры;

- подвесные микрофоны;

- направленные микрофоны;

- микрофоны граничного поля.

Петличный микрофон может крепиться несколькими способами. Можно закрепить его сбоку на щеке актёра с помощью специального прозрачного тейпа. Хорошо будет звучать голос, если приклеить микрофон ко лбу, закрепив провод с помощью заколок на волосах. Можно также при необходимости закреплять микрофон на реквизите и костюмах, например, очках, шляпе и т. д. Подвесные микрофоны обычно располагаются на высоте 2,5 - 3 метра и размещаются равномерно вдоль планшета сцены, либо над конкретными точками, где будет происходить действие. Также какие-то места мы можем подзвучивать с помощью направленных микрофонов «пушек» или микрофонов граничного поля (pzm). Их мы ещё используем на авансцене, где нет штанкетов для подвесных микрофонов.

Вообще, в театре нет чётких правил, как расставлять микрофоны или развешивать акустику. Главное, чтобы всё это работало на атмосферу сцены.

Поэтому самое интересное в работе театрального звукорежиссёра ─ это простор для творчества и нестандартные задачи, которые требуют нетривиальных решений.