Найти тему
Киберпоп ТВ

Священник не совершил обряд крещения

  • «Я слышал, что по православному учению умершие некрещеные младенцы попадают в ад. На них присутствует некая печать греха. Поясните, пожалуйста, что это за печать, и почему, если священник не совершил правила крещения, делается вывод, что младенец некрещен? Ведь младенца крестит не священник, а Бог. Священник лишь совершает правило, обряд крещения. Выходит, что Бог связан этим правилом и не может крестить младенца без позволения священника? Выходит, священник ставит себя выше Бога? Кто же кому служит — священник Богу или Бог священнику?»

На Шерлока Холмса похоже. Методом дедукции сделан вывод. Какой-то посыл, делается вывод, из этого следующий, затем еще один, и, в конце концов, доводится до абсурда. Так кто кому служит? Абсурд. Священник Богу служит или Бог священнику служит? Абсурд. Всё, уперлись в стену. Что делать будем? Тут можно на каждом звене цепочки остановиться, разобрать и сказать: «Стоп! Тут всё не так просто, не так однозначно.

Начнем с конца. Так кто же кому служит: священник Богу или Бог священнику? Открываем Евангелие от Иоанна там, где Господь умывает ноги апостолам. Он что говорит? «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20:28). Так что получается, не так уж это всё и абсурдно.

Вот Вы к храму подходите. Поднимите голову. На куполе ― крест, на нем изображен распятый Христос. Он был распят за наши грехи. Он пришел нас спасти, нам послужить, делу нашего спасения. Не только тогда Он послужил, Он и сейчас это делает. Он все наши грехи прощает. Пришел, жил среди нас, претерпел мучения, оплевания, избиения, распятие, смерть. Всё ради нас! Вот какой! Ученикам ноги мыл. Он послужил и продолжает сегодня нам служить Своей любовью, милосердием. А нам, видите ли, тяжело обряд совершить! Нам это сложно.

Давайте теперь вернемся к началу и разберемся по порядку. Про печать греха я потом скажу. «Почему если священник не совершил правила крещения, делается вывод, что младенец некрещен? Ведь младенца крестит не священник, а Бог». Да, младенца крестит не священник, а Бог. Священник только священнодействует. Но такие вещи, как дело нашего спасения, крещение невозможно совершить одному Богу. Человек сам себя не может спасти или крестить. Но и Бог без человека тоже не может. Всё это происходит в синергии, в соработничестве. Вместе действуют и Бог, и человек. В противном случае, если, например, действует только Господь, а человек упирается и не хочет, то никакого спасения не будет. Поэтому да, священник только священнодействует, а совершает Таинство Сам Господь.

Но при этом Вы здесь пишете: «Выходит, что Бог связан этим правилом и не может крестить младенцев без позволения священника?» Бог всё может, но Он связан этим правилом. Он Сам Себя этим связал. И Он это сделал в тот момент, когда человека создавал, потому что создал его свободным. Вдумайтесь в это! Свободным! Ни одно существо в мире не может Богу сказать «нет», не может пойти против Бога, а человек может. И всё это началось с Адама, когда он вместе с Евой в раю сказали Господу: «Мы сами разберемся». Плод скушали, грубо говоря, пренебрегли Богом. Они не сказали Ему словами: «Да пошел Ты!», ― но делами так и сделали. И с тех пор мы все так и делаем. Все время так и поступаем. И Господь не может нам насильно навязать Свою волю, потому что Он нас создал свободными. Ему приходится с этим считаться. Он не может спасти нас без нас.

Это известная логическая ловушка: «Может ли Бог создать такой камень, который не может поднять?» Да, может. Он создал такой камень. Называется этот камень «человек». Господь не может его поднять без собственных на то усилий, согласия и желания человека, поэтому Господь связан. Хотя Он может что-то помимо действий священника сделать.

Например, младенец больной, умирающий. Мчались быстрее на машине в храм, хотели покрестить, со священником договорились, но не успели, и младенец умер в пути. Господь может это восполнить Своей благодатью, воспринимая наши намерения как сами дела, потому что там было чистое желание и стремление с нашей стороны. Наши намерения — это то, что мы приложили. Да, мы не совершали никаких обрядов, со свечкой вокруг купели не ходили и водичкой не поливали, но мы намерены были. А намерения Господь иногда ценит так же, как и сами дела. Поэтому если такой младенец умер, и мы его не успели покрестить, то мы сетуем и горюем по этому поводу. Но, может быть, там он крещеный. Господь его Сам окрестил в море щедрот Своих.

Но это вовсе не значит, что мы теперь можем сказать: «Вообще не нужны ни попы, ни церкви! Господь же всё Сам делает. Вот пусть Он Сам так всё и делает, родной. Он же для того и пришел, чтобы нам послужить, вот и пусть служит. А мы будем сидеть, в телевизор глядеть, интернет шуршать, по сайтам лазить, играми заниматься, еще чем-то. А Богу делать больше нечего, пусть и занимается нашим спасением». До этого ведь дойдем, правда?

«Выходит, священник ставит себя выше Бога». Нет, не ставит. Вы делаете очень смелые выводы на пустом месте, несмотря на то, что где-то рядышком тот абсурд, к которому Вы подвели и не такой уж абсурд. Только здесь нужно сказать: Бог не священнику служит, а людям служит вообще, в широком смысле слова.

Теперь что касается печати греха. Это поврежденность человеческой природы. Господь сотворил человека святым и непорочным. То, что мы сейчас видим вокруг, в зеркале, глядя на наших близких, даже на новорожденных детей — это люди с поврежденной природой. Не такими Господь нас сотворил.

Он нас сотворил совершенными, святыми, чистыми, без греха. Но грех, к сожалению, в нас действует, потому что у нас повредилась наша человеческая природа от Адама и Евы. Когда они, будучи свободными от греха, взяли и сказали, что пойдут против Бога, человеческая природа повредилась. Господь предупреждал их об этом. Он говорил им не вкушать от древа познания: «В день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:17). Что это такое «смертию умрешь»? Эта смертность и есть поврежденность. Природа человеческая так повредилась, что она постепенно разрушается. И человек такой, какой он сейчас есть, даже в лучших своих представителях рода человеческого все равно несет печать греха.

Печать греха — это поврежденность человеческого естества, человеческой природы. И каждый младенчик, который только родился, несет в себе эту поврежденность. Он не повреждается потом, в процессе, потому что пошел в детский садик, и там его плохой мальчик чему-то научил. Нет, он уже сам в себе это имеет. И даже если его в идеальные условия поставить, в нем все равно что-то будет проявляться. В маленьких детях очень хорошо видно, когда они еще не различают добра от зла, как они это проявляют. Да, они еще не осознают ничего, и все это выглядит наивно, но совершенно понятно, что это грех, который в будущем себя проявит уже в полную мощь. И это будет совершенно осознанно. Грех будет этому ребенку мешать жить нормально.

Что касается Вашей фразы «по православному учению все умершие некрещеные младенцы попадают в ад», я об этом так скажу. Неважно, младенец - не младенец. Господь сказал так: «Кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3:5). Куда они попадают, я не знаю, но что не могут наследовать Царствия Небесного — об этом сказано в Евангелии.

Вот так, снизу вверх, я на Ваш вопрос ответил. Будьте, пожалуйста, аккуратны в своих рассуждениях. Это я сейчас ко всем обращаюсь, потому что вы так небрежно какие-то наброски делаете. Такое ощущение, что вы считаете себя умнее всех тех людей, которые жили до вас в течение двух тысяч лет и которые якобы не задавались этими вопросами. Мир сложнее, гораздо богаче, чем вам кажется. И люди тоже не дураками были. Были вполне искренние, добрые люди, которые искренне верили в Бога, не были лицемерами. Они тоже задавались этими вопросами. Вы не первый, кто спрашивает. Поэтому, пожалуйста, проявите какое-то смирение, что ли. Не считайте себя умнее всех, что Вы это несоответствие заметили, а все остальные, такие дураки, живут и не замечают. Не глупее Вас люди были, есть и будут.

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.