Мы неоднократно писали о том, что разрабатываем Виртуальные лаборатории с единственной целью: создать удобный и полезный инструмент для учебы. Но мы часто слышим от сторонников консервативных методов обучения, что любые подобные приложения лишь насаждают всеобщую цифровизацию. А цифровизация нужна лишь, чтобы избавиться от учителей.
Могли бы мы сегодня поспорить о бесполезности цифровизации. Вспомнить, например, приложение Google Translate, скачанное более 1 миллиарда раз (почему вы ещё пользуетесь бумажным словарём?). При этом число профессиональных переводчиков не сократилось и в наличии электронных словарей никто из них беды не видит... Этот разговор мы отложим, а поговорим сегодня о другом: о зарплатах учителей и наших лабораториях.
Ведь одним из аргументов «консерваторов» является то, что бюджеты, идущие на закупку IT-новшеств, можно было бы превратить в заработную плату педагогов. Мол: софт покупают, а о педагогах забыли!
Начнем с того, что в рамках Виртуальных лабораторий VR-Labs представлены те приборы и материалы, изучение которых заложено в школьную программу. То есть среди них не найдется того, что школьнику было бы не нужно. И если аналогичных наглядных пособий у школы нет, получается, что учащиеся изучают точные науки без практики проведения эксперимента, подкрепляющего знания.
Есть в вашей школе такая лаборатория или нет, останется на совести ее руководства. Но давайте представим, что речь о школе, в которой хотят учить на совесть. В какой бюджет выливается оснащение одной полноценной школьной лаборатории?
Мы списались с производителями разнообразных научных пособий, сверились с ценами в интернете и получили примерное представление о разбросе цен на приборы и реагенты. Они представлены ниже. Если вы найдете дешевле, пишите в комментариях. Но спешим разочаровать: даже самые дешевые наборы в этом списке — это компромисс. Их качество и состав близки к минимально приемлемому. Согласно нормативам школьной программы.
- Набор для изучения электродинамики — от 5000 до 24000 рублей;
- Набор для изучения природы магнетизма — от 4000 рублей;
- Набор для изучения законов механики — от 9500 до 52000 рублей;
- Набор для лабораторных по оптике — от 1800 до 36000 рублей;
- Набор лабораторной посуды для опытов по химии — от 16500 рублей;
- Набор химических реагентов (10-11 класс) — от 12000 рублей;
- Набор для сборки робота на «Ардуино» — от 1000 до 150000 рублей.
Стоит ли говорить, что стоимость монохроматора для изучения атомных спектров варьируется от пятизначных, до семизначных чисел? Вынесем это оборудование за скобки нашего уравнения, подсчитав всё остальное.
Получилось, что на обустройство одной полноценной школьной лаборатории должно уйти около 50000 рублей (если мы берем самое простое оборудование из представленного). Допустим также, что по какой-то причине (например, из чувства сопричастности к образовательному процессу) школе продадут это оборудование со значительной скидкой. Это всё равно лишь один комплект, то есть «лабораторная на столе учителя»: педагог делает, ученики смотрят, не имея возможности повторить.
При этом химические реагенты тратятся, колбы трескаются, приборы перегорают. И это не результат халатного отношения педагога, это результат природы эксперимента. Эксперимент не должен показывать однозначный путь к результату, он отвечает на вопрос «а как?», по пути демонстрируя «а что, если?..»
Еще одной статьей расхода (и тут, учителя, читающие эти слова, скорее всего горько рассмеются) должна быть заработная плата лаборанта, который за всем этим оборудованием следит. Да, мы исходим из нормальных условия проведения опытов. Мы исходим из того, как должно быть. То, что хлопоты с протиркой колб, перепайкой сгоревших приборов и сортировкой реагентов, лягут на плечи педагога в большинстве школ — это не та практика, к которой нужно стремиться. И пока существует альтернативный адекватный алгоритм проведения лабораторных работ (виртуальный), мы имеем полное право ориентироваться на лучшее.
Поэтому наиболее адекватная альтернатива — работа в Виртуальных лабораториях VR-Labs. Их стоимость для школ значительно ниже, чем закупка оборудования и реагентов для опытов. Виртуальные приборы не изнашиваются, ими нельзя обжечься или порезаться, все реагенты под рукой и запас их неограничен. Помимо колбочек, призм и проводков, есть также и дорогостоящее оборудование, которое в вопросе подсчета расходов мы ранее вынесли за скобки.
Всё это виртуальное великолепие не требует найма лаборанта и покупки дорогих наборов. То есть высвобождает некоторую сумму в бюджете школы, которая может быть потрачена на иные нужды. Например, на зарплату сотрудникам.
Кроме того, наши приложения позволяют то, о чем нельзя было и помыслить ранее:
— проводить лабораторные дома — в рамках домашнего задания;
— проверять в режиме реального времени результаты лабораторных целого класса;
— устраивать соревнования между учениками;
— и даже придумать свой собственный эксперимент!
Как это может навредить учителю, ученику или школе, нам не известно. Господа консерваторы, расскажите, пожалуйста. Иными словами, мы хотим спросить вас вновь:
«Почему вы ещё пользуетесь бумажным словарем?» 🙂