Найти в Дзене
Историк Андрей

Василий Шульгин. 80 лет в политике. Живой свидетель бурной эпохи

Василий Шульгин прожил 98 лет. Удивительное долголетие для политика никогда не менявшего своих убеждений и до поледних дней остававшегося убежденным монархистом, русским патриотом и националистом. В 1960 году Василий Шульгин после выхода в 1956 году из Владимирской тюрьмы, где он с 1947 года он отбывал 25-летний срок за "антисоветскую деятельность", получил в г. Владимире однокомнатную квартиру. Шульгин был освобожден "по амнистии", отсидев в общей сложности 12 лет, из которых 9 лет в знаменитом Владимирском централе, тюрьме, отличавшейся особенно жестоким режимом для политических заключенных. Там же. во Владимире, в кирпичной пятиэтажке, в квартире №1 на первом этаже, он и скончался в 1976 году. "Он не заслужил бессмертия - он заслужил покой..". Эти слова Воланда о мастере из "Мастера и Маргариты" М.А. Булгакова могли бы послужить для него эпитафией. Василий Витальевич Шульгин, русский политический и общественный деятель, публицист, депутат II, III, и IV Государственных Дум, вместе
Оглавление

Василий Шульгин прожил 98 лет. Удивительное долголетие для политика никогда не менявшего своих убеждений и до поледних дней остававшегося убежденным монархистом, русским патриотом и националистом.

В 1960 году Василий Шульгин после выхода в 1956 году из Владимирской тюрьмы, где он с 1947 года он отбывал 25-летний срок за "антисоветскую деятельность", получил в г. Владимире однокомнатную квартиру.

Шульгин был освобожден "по амнистии", отсидев в общей сложности 12 лет, из которых 9 лет в знаменитом Владимирском централе, тюрьме, отличавшейся особенно жестоким режимом для политических заключенных.

Там же. во Владимире, в кирпичной пятиэтажке, в квартире №1 на первом этаже, он и скончался в 1976 году.

"Он не заслужил бессмертия - он заслужил покой..". Эти слова Воланда о мастере из "Мастера и Маргариты" М.А. Булгакова могли бы послужить для него эпитафией.

Василий Витальевич Шульгин, русский политический и общественный деятель, публицист, депутат II, III, и IV Государственных Дум, вместе с А.И. Гучковым принявший отречение из рук Николая II, один из идеологов "белого движения", родился в Киеве в 1878 году с семье потомственных дворян.

Рано лишившись родителей, юноша воспитывался в семье отчима, ученого-экономиста Д.И. Пихно, редактора местной газеты "Киевлянин".

Окончив с посредственными оценками в 1895 году знаменитую Вторую киевскую гимназию, молодой человек поступил в на юридический факультет Киевского Императорского университета святого Владимира.

В.В. Шульгин со своей женой в городе Владимир. 1960-е годы. Фото из открытых источников
В.В. Шульгин со своей женой в городе Владимир. 1960-е годы. Фото из открытых источников

К революционным настоениям студенчества и к студенческим беспорядкам будущий ярый монархист Шульгин всегда относился резко отрицательно... Именно в студенческие годы и сформировались его политические взгляды. Позже он писал: "Я стал "правым", "консерватором“, "националистом“, "белым“, ну, словом, тем, что я есть сейчас..."

При этом Шульгин был очень эрудированным человеком, знал несколько иностранных языков, играл на гитаре, фортепиано и скрипке. На гитаре и скрипке любил играть до последних дней жизни. В сорок лет он стал вегетарианцем.

После срочной службы в армии в 1902 году уже "состоявшимся" семейным человеком - мужем и отцом, он уехал в Волынскую губернию и занялся сельским хозяйством. Шульгин со своим отчимом получал немалые доходы от мукомольного дела и зерновой торговли.

В русско-японскую войну Шульгин был младшим офицером в саперном батальоне в Киеве. После опубликования Манифеста 17 октября 1905 года в Киеве начались волнения, и Шульгин вместе со своими солдатами принимал участие в усмирении еврейских погромов .

Отчим принял Шульгина журналистом в свою газету "Киевлянин". Шульгин стал там регулярно печататься, а с 1913 года стал ее редактором. Талант Шульгина-публициста был отмечен как современниками, так и исследователями. Шульгин был очень плодовит - в доэмигрантский период его статьи появлялись каждые два-три дня, а то и ежедневно.

На Волыни и в Киеве он прожил до 1907 года - до начала своей политической карьеры, которая потребовала его переезда в Петербург.

Заседание III Государственной Думы в Таврическом дворце в Петербурге. 1911 год. Фото из открытых источников
Заседание III Государственной Думы в Таврическом дворце в Петербурге. 1911 год. Фото из открытых источников

На своих первых выборах — во II Думу - Шульгин проявил себя умелым агитатором. Он избирался как помещик от Волынской губернии сначала во II, а позже в III и IV Думы, где был одним из лидеров фракции "правых", а затем умеренной партии русских националистов.

По словам Шульгина депутатом он был выбран спонтанно и вопреки собственному желанию, но позже "втянулся" в депутатскую работу и открыл в себе ораторский талант.

Его выступления в Думе были блестящими. Шульгин говорил негромко и изысканно вежливо, всегда оставался спокойным. Он иронично парировал выпады противников, за что получил прозвище "очковая змея". Советский публицист Д. Заславский писал о Шульгине: "Его ненавидели больше, чем Пуришкевича, больше, чем Крупенского, Замысловского и других думских черносотенцев..."

Осенью 1913 года в газете «Киевлянин» Шульгин публично осудил действия киевской прокуратуры в "деле Бейлиса". За эту статью Шульгин был обвинён в распространении "заведомо ложных сведений о высших должностных лицах" и в начале 1914 года приговорён судом к тюремному заключению сроком на три месяца. От тюремного срока Шульгина спасла депутатская неприкосновенность и решение пойти добровольцем на фронт.

Весной 1915 года прапорщик Шульгин, практически сразу же по прибытии в действующую армию, был ранен в атаке под Перемышлем. Ранение было серьезным, несовместимым в дальнейшей военной службой.

Впоследствии он заведовал фронтовым перевязочным пунктом, созданным на средства земских организаций. На время проведения думских сессий, как депутат Думы, он имел возможность уезжать из отряда в столицу.

ФЫевральская революция 1917 года в Петрограде. Фото из открытых источников
ФЫевральская революция 1917 года в Петрограде. Фото из открытых источников

В своей речи в ноябре 1916 года Шульгин вслед за П.Н. Милюковым выразил сомнение, что царское правительство способно довести Россию до победы, и призвал "бороться с этой властью до тех пор, пока она не уйдет". В своем выступлении на последнем заседании Думы 28 февраля 1917 года, распущенной в тот же день царским указом, Шульгин назвал именно царя противником всего того, "что, как воздух, необходимо стране".

Февральскую революцию с ее стихийными уличными демонстрациями и погромами он не принял.

Слова Шульгина о том, что "революция вызывает желание взяться за пулеметы", стали впоследствии почти крылатым выражением, повторяемыми с небольшими изменениями всеми представителями "белых", начиная с писателя И.А. Бунина и кончая последним прапорщиком деникинской Добровольческой армии.

Шульгин, тем не менее, принял активнейшее участие в революционных событиях. 27 февраля (12 марта) 1917 года он был избран в состав Временного комитета Государственной Думы (ВКГД). 28 февраля (13 марта) он на автомобиле под красным флагом ездил "брать Бастилию" - Петропавловскую крепость ,

2 (15) марта Шульгин как член Временного исполкома Госдумы, вызвался сопровождать одного из лидеров партии "октябристов", А.И. Гучкова, в его поездке в Псков, на переговоры с Николаем II, чтобы убедить царя во избежание дальнейшего распространения беспорядков в необходимости отречения в пользу наследника Алексея Николаевича при регентстве брата царя, великого князя Михаила.

Николай II, как известно, отрекся и за себя и за наследника в пользу брата Михаила, который в свою очередь "братский подарок" не принял.

В.В. Шульгин в составе Временного исполнительного комитета Государственной Думы в феврале 1917 года в Петрограде (второй слева). Фото из открытых источников
В.В. Шульгин в составе Временного исполнительного комитета Государственной Думы в феврале 1917 года в Петрограде (второй слева). Фото из открытых источников

Отказавшись войти во Временное правительство , Шульгин тем не менее всю весну и начало лета 1917 года оставался в Петрограде, поддерживая Временное правительство, и не признавая его оппонентов из Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов.

Он всё более приходил к убеждению, что «завоевания революции» - пресловутые "свободы" - привели к развалу армии и двоевластию и выгодны только большевикам и внешним врагам страны. Поэтому его уже не пугали перспективы утраты этих свобод — Шульгин писал в этот период: "Забудем пока о политической свободе... Сейчас в опасности само существование России".

Разочаровавшись во Временном правительстве из-за его неспособности покончить с двоевластием даже после июльских событий и попустительства украинскому сепаратизму, Шульгин в июле уехал из Петрограда в Киев, где началась подготовка к выборам в Городскую думу, и занялся формированием Внепартийного блока русских избирателей, который и возглавил.

Блок шёл на выборы с лозунгами сохранения тесных связей между Мало- и Великороссией, сохранения частной собственности и продолжения войны с Германией.

Шульгин также организовал акцию протеста "против насильственной украинизации Южной Руси". Под его обращением подписалось 15 тыс. киевлян.

В сентябре Шульгин был арестован как "корниловец" по постановлению Комитета по охране революции в городе Киеве. Газета "Киевлянин", где он был редактором, тогда же была закрыта. Но уже вскоре комитет был распущен, а Шульгин - освобождён.

Продолжение следует...

Уважаемые читатели! Ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал!

Вы узнаете еще много интересного!