Найти тему

ГУД БАЙ АМЕРИКА, О!

Сразу же по объявлении мобилизации осенью 2022 года сотни тысяч российских граждан призывного возраста сорвались с насиженных мест, спеша спасти собственную жизнь и укрыться за границей. Никому из находившихся там, «за бугром», и в голову не могло прийти добровольно явиться в военкомат и встать в строй. А власти, в свою очередь, не заботились о связи с этими лицами и предоставлении им каких-то особо льготных условий на этот счёт.
Сейчас это кажется полным абсурдом, но 100 с лишним лет назад, живущие в других странах и даже на других континентах люди, будучи запасными, были обязаны по первому зову прибыть на призывной участок и отправиться на войну. Мало того, уезжая, давали специальные подписки!

Спустя год после начала Первой мировой войны «людской голод» в России достиг таких размеров, что власти стали цепляться буквально за каждого человека, неважно, где в этот момент он находился. «Под ружьё» возжелали поставить всех, кто был в «зоне доступа» и даже за пределами родной страны. Выскребали отовсюду – будь то Америка, Персия, Китай или Франция.
В декабре 1914 года Уездные Воинские Начальники начали активный розыск лиц, не явившихся по мобилизации, и вскоре в Мобилизационном отделе Главного Штаба появились объёмные сведения касательно потерявшихся и уклонистов.
Во время боевых действий явиться по мобилизации тем, кто находился за границей, было весьма непросто. В числе тех, кто оказался за пределами родной страны, было немало различных специалистов. Учитывая этот факт, Генеральный Штаб извещал местные военные власти о том, что таковым нижним чинам запаса и ратникам предоставлена отсрочка до появления первой возможности вернуться на родину.
Так,
8-го марта 1915 года Начальник Тамбовской местной бригады направил циркуляр Главного Управления Генерального Штаба (ГУГШ) подведомственным ему Уездным Воинским Начальникам, в котором сообщал, что «по соглашению с подлежащими Министрами», была отсрочена явка в Россию следующим проживающим за границей нижним чинам запаса и ратникам (но не новобранцам) :
«… 1., Проживающим в Америке – до восстановления рейсов из Нью-Йорка в Архангельск, после чего они должны будут выехать на родину в течение месячного срока.
2., Состоящим и прикомандированным к заграничным установлениям Министерства иностранных Дел, нештатным служащим посольств, миссий и консульских учреждений (генеральные консулы, консулы, вице-консулы, консульские агенты, секретари оных, юристконсульты, врачи, служители зданий, канцелярские служители, письмовыводители, драгоманы, переводчики, низшие служители), но отнюдь не личная прислуга, служащих (кавасы, стражники и проч.), псаломщикам, чинам и служащим в администрации и полиции в наших дальневосточных концессиях.
3., Служащих по вольному найму в Персидской казачьей бригаде: Козлову, Беляеву, Парадиеву и Кривцову.
4., Служащих в Персии на более или менее значительных должностях (но не на низших и не всякого рода прислугою) – в Учётно-судном банке Персии, в Энзелийском порту, на Таврической железной дороге и Энзели-Тегеранской железной дороге.
5., Русским переселенцам в Астрабацко-Мазандаранском районе Персии, и
6., Служащим в китайских морских таможнях Северной Маньчжурии на более или менее ответственных должностях (но не на низших и не в качестве прислуги)…».

-2

Спустя 5 дней последовало дополнение к циркуляру – добавились ещё несколько категорий:
«… 1., занятым исполнение во Франции казённых заказов, имеющих отношение к настоящей войне;
2., русским подданным, находящимся в Бельгии. Факт нахождения русских подданных в Бельгии под германской военной властью считается уважительной причиной неявки их в Россию для поступления на военную службу, и
3., участникам противочумной экспедиции в Монголию, ветеринарному врачу Владимиру Гею, фельдшерам: запасному Демьяну Роговому, ратнику Дмитрию Некипелову и казакам Фёдору Полухину и Бородину…» .

-3

7-го апреля последовало очередное распоряжение, в котором назывались конкретные сроки явки:
«… 1., запасному унтер-офицеру из вольноопределяющихся Игнатию Мешкову, Кокоцинскому и ратнику ополчения Андрею Гаврилову Деметрашвили – до выполнения возложенных на них поручений;
2., служащим в Персидских агентствах Бюро Персидских транспортов – до 1-го Мая сего года;
3., запасному Василию Климову, служащему в Ханькоу на русском плавильном заводе купца Панова – до 15-го июня сего года;
4., военнообязанным русским, проживающим в Египте, впредь до возможности проезда их из Сербии через румынскую и болгарскую границы, и
5., нижним чинам запаса, служащим на плавающих в заграничных водах русских торговых судах…» .

-4

И, наконец, 14-го апреля Главное Управление Генерального Штаба отсрочило явку в Россию следующим запасным :
«… 1., заведующим скотоводческой частью в китайских почтовых учреждениях в Тяньцзине Лебедеву и двум служащим в Харбине – Тамаеву и Фрохсе.
2., служащим на французских рудниках, угольных копях, фабриках и заводах, поступивших на эти предприятия до 1-го марта сего года и
3., Палестинским беженцам, записавшимся и явившимся на военную службу…».

-5