Мотоциклы марки Ява, выпускаются в чешском городе Тынец-над-Сазавой ещё с 1929 года. Они, в свою очередь, зачастую составляли конкуренцию мото-продукции из Ижевска, при этом представляя более технологичные образцы.
Речь соответственно о двухтактниках, но мало кто знает, что история чехословацких Яв завязывалась с более технологичных четырёхтактных образцов.
Именно поэтому в предстоящем выпуске я расскажу о самом успешном проекте завода послевоенных лет.
Для начала произведём небольшой экскурс в историю. Ещё самые первые модели бренда базировались на четырёхтактных моторах, которые были изготовлены по лицензии немецкой фирмы Wanderer, а позднее дорабатывались. Однако, после войны руководством было принято решение о переходе на более дешёвые и примитивные двухтактные двигатели.
Но после фурорной модели "Перак", инженеры снова приступили к разработке четырёхтактных силовых установок.
Работы, по созданию мотора нового поколения, начались в 1948 году и к началу 50х был подготовлен пол-литровый OHC двигатель.
Серийное производство модели JAWA 500 Typ 15/00 было освоено уже в 1952 году.
Внешне мотоцикл мало чем отличался от своего младшего собрата ( речь непосредственно о Яве Перак).
В роли силового агрегата использован двухцилиндровый, четырёхтактный мотор с объёмом 489 кубических сантиметров и мощностью 26 л.с. при 5000 об/мин. Учитывая силовые показатели мотоцикл считался достаточно экономичным, ведь расход достигал всего 4,5 литра на 100 км. Обладая описанными тех.данными мотоцикл набирал максимальную скорость свыше 140 км/ч.
- С 1953 года выпускалась последущая модернизация, которая заключалась в увелечении мощности до 28 л.с.
- С 1956 года выпускалась модификация JAWA 500 Typ 15/02, которая обрела более удобное сдвоенное сидение.
В 1958 году производство было завершено. Такой осталась в истории 500-кубовая Ява.