Теневой театр - это легкий и безопасный для психики способ погружения ребенка в мир различных сценариев: сказок, семейных историй, или даже Евангельских сюжетов.
Оказываясь в темноте комнаты, ребенок - вместе с рассказчиком и персонажами - совершает увлекательное путешествие. Длится оно от силы 5-15 минут, но вызывает у зрителя сильнейший отклик.
Такое глубокое погружение происходит не только благодаря выключенному свету, интересу к новому и эмоциональному вовлечению повествователя и зрителей. Но и, конечно же, благодаря музыке, которая становится в этой истории чуть ли не самым главным проводником.
Почему так происходит?
Начну издалека
Я - дирижер академического хора, хормейстер. В 2022 году наш хор мальчиков выступал на творческом вечере композитора Юрия Потеенко.
Этот композитор написал очень много музыки к кинофильмам (Ночной и Дневной дозоры, Обитаемый остров, Время первых, Доктор Лиза и т.д.). И на своем творческом вечере он показал очень интересный видеоряд: кадры из фильмов, из которых был изъят весь звук (разговоры, звуковые эффекты), кроме музыки.
Наверное, только тогда я поняла, какое колоссальное влияние имеет музыка в кино... Сцена в ванной из "Дневного дозора" заставила расплакаться.
А чем хуже театр? В театре тоже музыка способствует тому, чтобы сюжет был более "выпуклый", доходящий до сердца. Но и обратное влияние тоже имеется!
Например, для ребенка классическая музыка не всегда интересна, даже та, которая писалась для детей. Но в соединении с картинкой он может ее прочувствовать совсем по-другому.
Учитывая то, что советские мультики конечны, а новых с "классическим" музыкальным сопровождением почти не создается, мамы берут управление в свои руки и сами несут культуру своим детям😊
Классическая музыка в наших теневых театрах
Теневой театр - пока что лучший способ для меня достичь этой цели.
Возможно, интимность, которую создает нахождение в темноте, заставляет Вову расслабиться и впустить в себя сложные музыкальные темы. Возможно, ему просто нравится, как таинственно двигаются тени на ширме. Одно точно - он с малых лет с удовольствием слушает классическую музыку в такие моменты.
Для теневых театров не нужно подбирать много музыкальных отрывков - вполне достаточно 2-4. Действо длится недолго, активная смена эмоций здесь не нужна, так как конфликтов в таких историях, в основном, не бывает.
Идеально подходит инструментальная музыка. Иногда я добавляю хоровые номера с текстами молитв.
Я долго и кропотливо подбираю каждый отрывок, несмотря на большой музыкальный опыт.
- Размышляю, какая эмоция подойдёт под этот элемент сюжета;
- Какой тогда должен быть характер у музыкального произведения;
- Какими инструментами лучше всего эта эмоция передастся;
- Каким должен быть темп музыки;
- Какая подойдет динамика для этого эпизода (то есть сила звука);
- Обращаю внимание на гармонии. Они могут перегрузить текст, сделать его слишком мрачным, или же наоборот облегчить важный момент и сделать его проходным.
Для меня важно также не заслонить сюжет театра энергией музыки.
В моей материнской практике завелась такая традиция:
Теневой театр показывается под классическую музыку;
Спектакли на коленках и на столе - под пение, с использованием музыкальных инструментов.
А ещё именно в виде теневого театра я рассказываю Вове сюжеты из Евангелия. Об этом подробнее можно прочитать в этой статье.
А как у вашего ребенка с классической музыкой❓Какие театральные традиции сложились в вашей семье?