Найти тему
Поющая мама

Влюбляем ребенка в классическую музыку через теневой театр

Оглавление

Теневой театр - это легкий и безопасный для психики способ погружения ребенка в мир различных сценариев: сказок, семейных историй, или даже Евангельских сюжетов.

Оказываясь в темноте комнаты, ребенок - вместе с рассказчиком и персонажами - совершает увлекательное путешествие. Длится оно от силы 5-15 минут, но вызывает у зрителя сильнейший отклик.

Такое глубокое погружение происходит не только благодаря выключенному свету, интересу к новому и эмоциональному вовлечению повествователя и зрителей. Но и, конечно же, благодаря музыке, которая становится в этой истории чуть ли не самым главным проводником.

Почему так происходит?

Начну издалека

Я - дирижер академического хора, хормейстер. В 2022 году наш хор мальчиков выступал на творческом вечере композитора Юрия Потеенко.

Этот композитор написал очень много музыки к кинофильмам (Ночной и Дневной дозоры, Обитаемый остров, Время первых, Доктор Лиза и т.д.). И на своем творческом вечере он показал очень интересный видеоряд: кадры из фильмов, из которых был изъят весь звук (разговоры, звуковые эффекты), кроме музыки.

Наверное, только тогда я поняла, какое колоссальное влияние имеет музыка в кино... Сцена в ванной из "Дневного дозора" заставила расплакаться.

А чем хуже театр? В театре тоже музыка способствует тому, чтобы сюжет был более "выпуклый", доходящий до сердца. Но и обратное влияние тоже имеется!

Например, для ребенка классическая музыка не всегда интересна, даже та, которая писалась для детей. Но в соединении с картинкой он может ее прочувствовать совсем по-другому.

Учитывая то, что советские мультики конечны, а новых с "классическим" музыкальным сопровождением почти не создается, мамы берут управление в свои руки и сами несут культуру своим детям😊

Классическая музыка в наших теневых театрах

Теневой театр - пока что лучший способ для меня достичь этой цели.

Возможно, интимность, которую создает нахождение в темноте, заставляет Вову расслабиться и впустить в себя сложные музыкальные темы. Возможно, ему просто нравится, как таинственно двигаются тени на ширме. Одно точно - он с малых лет с удовольствием слушает классическую музыку в такие моменты.

Для теневых театров не нужно подбирать много музыкальных отрывков - вполне достаточно 2-4. Действо длится недолго, активная смена эмоций здесь не нужна, так как конфликтов в таких историях, в основном, не бывает.

Идеально подходит инструментальная музыка. Иногда я добавляю хоровые номера с текстами молитв.

Я долго и кропотливо подбираю каждый отрывок, несмотря на большой музыкальный опыт.

  • Размышляю, какая эмоция подойдёт под этот элемент сюжета;
  • Какой тогда должен быть характер у музыкального произведения;
  • Какими инструментами лучше всего эта эмоция передастся;
  • Каким должен быть темп музыки;
  • Какая подойдет динамика для этого эпизода (то есть сила звука);
  • Обращаю внимание на гармонии. Они могут перегрузить текст, сделать его слишком мрачным, или же наоборот облегчить важный момент и сделать его проходным.

Для меня важно также не заслонить сюжет театра энергией музыки.

В моей материнской практике завелась такая традиция:

Теневой театр показывается под классическую музыку;

Спектакли на коленках и на столе - под пение, с использованием музыкальных инструментов.

А ещё именно в виде теневого театра я рассказываю Вове сюжеты из Евангелия. Об этом подробнее можно прочитать в этой статье.

А как у вашего ребенка с классической музыкой❓Какие театральные традиции сложились в вашей семье?