Найти тему

Распутье вместо тупика: Иван Родионов о рассказах Игоря Озерского

Рассказы Игоря Озерского «Пауки-боги» и «Место», несмотря на их внешнюю несхожесть – тематическую, внутрижанровую, стилистическую – образуют своеобразную любопытную «железнодорожную» дилогию об экзистенциальном выборе и выходе из тупика человеческого существования.

«Пауки-боги» – текст скорее постмодернистский, игровой. Неслучайно в первых главах подчеркивается желание рассказчика конструировать из жизни истории – и смешивать их с реальностью. Автор напрямую вторгается в собственное повествование. Поначалу даже кажется, что речь пойдёт исключительно об эскапизме. Или о знаменитом споре о роли (и смерти) творца в современном искусстве. Но позже оказывается, что речь в рассказе не об этом. Совсем не об этом.

Ты когда-нибудь убивал паука? Герой убивал, но в его «деле» множество смягчающих обстоятельств. Убивал, но единожды, да ещё и в детстве. И не ради праздного произвола, но по настоятельной просьбе подружки. Безо всякого желания, вопреки ему. Да и вообще – кажется, тот паук вообще остался жив (но это не точно).

Однако этого достаточно: герой виновен. Априори. Как и все мы: ты ведь тоже когда-нибудь убивал паука? Мы все виновны – мы жили, мы люди. Дамоклов меч экзистенции висит над нашими головами, и тысячи мохнатых лап уже готовы рвать нас на части за нашу первозданную неидеальность. И вопрос личного выбора будто бы поначалу поднимается, но потом мы понимаем – никакого выбора, кажется, нет. Что, собственно, в финале и проговаривается прямым текстом.

Но это дымовая завеса, увод читателя в сторону, ложный ход. Продолжение рецензии

Автор статьи: Иван Родионов – поэт, литературный критик, учитель русского языка и литературы, автор рецензий, опубликованных на порталах «Год литературы» и премии «Большая книга».